Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

До Степанова изображение животных в русской живописи чаще всего трактовалось в пределах их отношения к людям, причем они занимали почти всегда подчиненное, служебное место. Степановские звери впервые предстают как прекрасное творение природы, важное и ценное само по себе своим существованием, своими звериными интересами, эмоциями и инстинктами. Картины с животными имели большое значение во всем творчестве Степанова. Они раскрыли ту линию развития его таланта, которая сделала его одним из лучших русских анималистов по глубине раскрытия темы, по широкому охвату жизни животных и по остроте и силе их реалистического изображения.


 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Волки в зимнем лесу. 1900-1910

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Волки, 1912-1915

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Медведица с медвежатами. 1919

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Стадо. 1910-е

 
 

В 1903 году критик "Русских ведомостей" характеризовал Степанова как, "пожалуй, единственного в России истинного знатока всякого зверя, давно снискавшего любовь всех любителей охоты и жизни зверей". Анималистическая тема в самом деле занимала центральное место в его творчестве. В ней соединились его лучшие качества: тонкая наблюдательность, свежесть и непосредственность в восприятии действительности и, что самое главное, мягкость и любовное отношение к окружающему, поднимающиеся до высокой любви к каждому дыханию жизни, и к животным и к человеку.


 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Лошадь. 1911-1920

  Нажмите для просмотра крупного изображения
По волку с гончими. 1900-1910

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
По зимней дорожке

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Стойло. 1910-е

 
 

Наибольшей тонкости художник достигал в изображении лошадей и собак, которых знал "до тонкости". Он умел отличать повадки различных пород, подолгу их наблюдая, сживаясь с ними и дома, и на охоте, и на занятиях в мастерской. По-разному гонят и берут зверя его поджарые борзые и вислоухие гончие костромичи; по-разному делают поиск и стойку по дичи грациозный, но крепкий пойнтер и легкий сеттер. Но больше всего Степанов знал и чувствовал лошадь, "лошадку", как он говорил и как говорят все художники, изображающие животных. Степанову довелось изображать породистых лошадей, блестящих рысаков знаменитых конюшен, делать "портреты" медалистов, победителей на скачках. Но эти заказные работы мало его привлекали.


 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Лоси. 1919

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Охота с борзыми. Этюд

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Стадо овец. 1900-е

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Сбор на охоту. 1900-е

 
 

Больше всего полюбил он простую крестьянскую лошадку, работницу, кормилицу семьи, так часто надорванную непосильной работой. С косматой гривой, "горбатыми" боками, прогнувшейся, худой спиной, степановские лошадки трясутся рысцой по осенней и зимней дорогам, ждут терпеливо в зимние сумерки у освещенного подъезда или весело несутся "гусем", катая веселую деревенскую молодежь. И каждая из этих лошадок не только "тип", у каждой именно "свое лицо", и в каждой виден образ - действительно портрет, написанный с большим и теплым чувством. И это, кажется, и есть то самое, что отличает Степанова-анималиста от его предшественников. Для всех, и даже для Сверчкова и Петра Соколова, животное, чаще всего лошадь, всегда "модель", осознанная как предмет художественного изображения. У Степанова же необычайна сердечная близость к изображаемому. В ней светлый источник его лирики, породившей искусство, столь далекое от натурализма и вместе с тем такое верное природе.


 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
На пастбище

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Лоси. 1889

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Жокеи. 1914

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Охота. 1885

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Лошадка. 1900-1910

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Коровы на водопое. 1908

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
На пашне. 1919

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Утренний привет. 1897

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
С гончими на охоту. 1900-1910

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Приезд учительницы. 1889

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Постоялый двор. 1912

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Катание на Масленицу. 1910

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
На санях

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Убитый. 1911-1920

 
 



Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru