Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Абрам Архипов Абрам Архипов

Дружба Абрама Архипова и Алексея Степанова началась еще в Училище живописи, но их духовное творческое общение проявилось особенно ярко именно в 90-е годы. Архипов вспоминал, как, вернувшись домой из путешествия в Италию, он подошел к двери своей квартиры и не узнал ее: на него мудрыми глазами смотрел могучий красавец-лось, стоящий на окраине леса. А под этой, чудом возникшей на двери картиной стояла подпись: "Не езди за границу". Архипову сразу стало тепло и радостно на душе от этой дружеской "визитной карточки" милого Алексея Степанова. Он немедленно выпилил дверную филенку с картиной, вставил ее в раму и повесил в столовой.

Архипов и Степанов как будто обмениваются художественными мыслями; в их картинах часто можно наблюдать сходство в сюжете, образном строе и композиции, и тем не менее в целом оба они остаются совершенно самостоятельными в своих решениях. "Келейник" (1890) Архипова и "Утренний привет" Степанова, "Журавли летят" (1891) Степанова и "Лед прошел" (1895) Архипова, "Обратный" (1896) Архипова и "Обратный" (1899) Степанова, "По реке Оке" (1890) Архипова и "Через озеро" (1914) Степанова - эти картины свидетельствуют о духовном родстве между обоими художниками и о близких условиях их творчества.
Чаще Степанов вторит Архипову ("Утренний привет", "Обратный"), но в "Журавлях" именно Степанов подсказал Архипову дальнейшее развитие темы, поставленной им еще в "Проводах крестного хода" в 1890 году. Весенний зов в далекий путь, то влекущее вдаль настроение, которое неизменно сопутствует ледоходу, движению облаков, полету журавлей, Архипов воплотил в картине "Лед прошел" в родственных Степанову образном строе и композиции. Так же, как в "Журавлях", бескрайняя даль в глубине картины и ближе к первому плану, спиной к зрителю, фигурки детей, застывших, словно зачарованных - у Степанова полетом журавлей, у Архипова - движением последних проплывающих льдин... И то же освещение, и тот же, как у Степанова, час дня, судя по величине и направлению теней, и так же, как в "Журавлях", небо занимает приблизительно четвертую часть полотна, и обе картины одинаково ориентированы в ширину.
Подобно Степанову, Архипов в этой картине нашел источник ее лирического настроения в самом пейзаже, а не во взятом извне мотиве, как в "Крестном ходе".
Присущие творчеству Архипова бытовые черты (купцы, толкующие о навигации, баба, полощущая что-то в воде) введены так тонко, что не нарушают настроения картины. Через три года после Архипова Степанов написал своего "Обратного", Но если когда-то художественная идея Архипова и запала в душу Степанова, теперь в его решении от концепции Архипова осталась одна композиционная схема.
В это время Степанов уже переходил от цвета к тону: рыжий и черный цвет его сдержанной гаммы глубоко отличен от тихой лирики угасающих красок вечернего пейзажа Архипова с задумчивой фигурой паренька на козлах, с ровно бегущими по проселку лошадками - серой и каренькой.
В дальнейшем сходство в приемах обоих художников можно наблюдать в широкой живописи досок и бревен в их деревенских этюдах, в подаче серовато-белых пятен подтаявшего снега на темной серовато-коричневой земле, в движении длинных и широких мазков в решениях 1910-х годов ("На севере" Архипова, "Лапвик" Степанова).

Начиная с середины 1910 годов пути художников расходятся. В то время как Степанов изучает тональности в их тончайших взаимоотношениях, Архипов находит себя в яркой красочной живописи большими пастозными мазками. Вместе с тем портреты и жанры, выполненные в этой новой для него манере, Архипов переносит в интерьер, как будто из боязни обесцветить яркие краски на воздухе и на солнце. Степанов же до конца своих дней продолжает работать в пленэре, стремясь овладеть изображением световоздушной среды во всех ее изменениях. На той же выставке Союза русских художников 1914 года, на которой Архипов показал "Весенний праздник", где девушки в цветистых платьях изображены в празднично убранной горнице, Степанов выставил "Через озеро" - картину, в которой стремления русских пленэристов нашли свое полное выражение. Все в картине Степанова пронизано трепетным светом - и воздух и вода. В живописи предметов яркие пятна света мягко сочетаются с прозрачными тенями; формы вибрируют, тают; их очертания растворяются в солнечном свете и воздухе; неясные силуэты уплывающих лодок утопают в сияющих далях.
Уже в конце 90-х годов в живописных решениях Степанова начинает намечаться переход не только от цвета к тональности, от четкой, немного сухой ясности рисунка к мягкой живописной форме, но и от раздробленности изображения, рассеивания внимания между многими действующими лицами к большой обобщенной форме и лаконизму рассказа.
В появившихся в 1899 году на XXVII передвижной выставке картинах Степанова "У лесной сторожки" и "Дети на хворосте" ("Осень"), завершающих в его творчестве период "Журавлей", в их скромном сдержанном колорите, в его мягких переходах из тона в тон уже проявляются новые черты творчества художника; однако в их многофигурной композиции еще заметны навыки, почти уже им пережитые. Но рядом с этими картинами на той же XXVII передвижной выставке Степанов показал своего "Обратного" (частное собрание). Эта картина уже всецело является продуктом нового видения художника. В "Обратном" городская извозчичья пролетка стала подлинным центром изображения. Она взята художником в крупном масштабе и ближе к первому плану. Медленно движется она в вечереющих просторах бескрайних полей. Пейзаж написан суммарно, но и тем шире его дыхание, тем тоньше и заметней ощущается контраст городского экипажа с несвойственным ему окружением. Тем ясней и в то же время мягче становятся силуэты лошадок, кучера, пролетки, и тем совершенней выступает основной лирический мотив картины: гармоническое сочетание природы и человека, - задача тем более трудная, что художник стремится примирить в ней контрастирующие элементы. Мотив одинокого экипажа, уезжающего куда-то вдаль, получил дальнейшее развитие в нескольких более поздних картинах Степанова. Из них наиболее замечательны "На паре в тележке" (1900-е гг., ГТГ) и "В дороге" (1920-е гг., частное собрание), но обе эти работы по манере письма, по колориту относятся уже к иному периоду творчества художника.
Серые, бурые, лиловатые оттенки в картине "На паре в тележке" - признаки нового начала в передаче действительности. В этой картине мастерски передана поздняя осень, грязь под колесами, обнаженные деревья мелколесья. Но художник решал в ней и другие задачи и прежде всего - как достичь в тональном колорите большей силы и свежести, не прибегая к ярким краскам. Он упорно и долго над этим работал. Его записные книжки хранят рецепты грунтов - казеинового, казеино-масляного, желатинового, желатино-масляного и яичного, списки прочных красок, списки возможных соединений красок. Один из рецептов подготовки холста был дан К.Коровиным. Кроме того, в эти годы Степанов начал писать на светло-коричневом картоне и толстой серой бумаге, не вполне покрывая их, используя их собственный цвет как серый и коричневый тона своего колорита. Особенно же много Степанов работал над техникой гуаши. Он начал писать гуашью еще в 80-х годах ("Охотники", собрание семьи художника) и продолжал работать в этой технике до конца жизни. Но он не оставил никаких записей, никаких ее рецептов, хотя именно в гуаши Степанов достиг наибольшего совершенства. В ней он добился того исходящего от картины света, тех перламутровых оттенков, которые так поражали зрителей на его последней выставке при переходе из первого зала во второй, из 90-х годов в 900-е и 910-е.
Только по этюдам и картинам Степанова мы можем проследить его манеру; работая гуашью, он не только стремился выявить присущую этой кроющей краске силу и напряжение цвета, особенно необходимые в его скромном колорите, но достигал в ней мягкой, матовой бархатистости или добивался наибольшей тонкости налагаемого слоя, наибольшей воздушности мазка, чтобы легко и естественно сочетать гуашь с прозрачной акварелью.




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru