Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Журавли летят. 1891 Журавли летят. 1891

   
"Журавли летят" – изумительная по своей красоте и глубине чувств картина Степанова, ни в чем уступающая шедеврам Левитана или Саврасова, а в чем-то и превосходящая их. Истинно прелестная картина, до сих пор остающаяся самой популярной работой Степанова. Художник создал в ней скромный и чистый образ северной весны. Еще не просохли болотца и лужицы после стаявшего снега, но трава уже зеленеет, зеленым пухом одеваются леса; в бездонной лазури звенит журавлиный клич. На луг высыпала гурьба ребятишек. Все они, за исключением двух самых маленьких, смотрят как зачарованные, стараясь разглядеть в сияющей бездне еле заметную стаю пернатых гостей.
На ребятах лапти и онучи, бедные заплатанные одежонки, но художник отдал им самые чистые и нежные краски. Он вписал их фигурки в большой пейзаж. За ними бескрайний простор русской земли-луга, леса и села... И мнится, в образах крестьянских ребятишек, в журавлином кличе, в весенних просторах глубокий и чистый оптимизм художника сказал свое слово о русской жизни, о действительности, еще убогой и бедной, но таящей в себе большие возможности. И эта двойственность нашла отражение в сокровенной лирике картины: журавлиный клич, всегда призывный и печальный, звучит и в ритмах предельно простой композиции, и в нежных лиловатых и зеленоватых тонах пейзажа, и особенно в бледно-голубом тоне неба, который кажется главным мотивом колорита. Многократно повторенный, он звучит и в более глубоких, густых оттенках в одеждах ребятишек; так же, как теплый тон свежей зелени перекликается с зеленовато-коричневыми тонами их зипунов.
В полете журавлей - лирический ключ картины, основа ее музыкального строя, ее семантики; ее сокровенный смысл в охватившем детей стремлении вдаль от жизни убогой и бедной. Степанову удалось создать большой образ русской природы в гармонии с неясным, еще не осознанным переживанием всегда близких ему деревенских ребят. Название картины, тесно связано с ее лирическим содержанием. Степанов долго работал над этой картиной. Существуют связанные с ней натурные этюды деревенских ребят и эскизные рисунки их фигурок. Именно это вдумчивое изучение натуры лежит в основе мастерства, с которым Степанов решил труднейшую задачу: передать внутренний мир изображенных в картине детей, взяв их только со спины, почти не показывая их лиц.
Так же как "Лоси", картина была единогласно принята на выставку передвижников. Заседание происходило 3 марта 1891 года, а на заседании 6 марта Степанов одновременно с Левитаном и Светославским был принят в члены Товарищества.

Алексей Степанов - Лоси. 1889 Лоси. 1889

   
"Лоси" – еще одна картина, увековечившая имя Степанова в русской живописи. Картина была показана в 1889 году на XVII выставке Товарищества передвижников. Единогласно принятая Советом Товарищества, она покорила всех оригинальностью сюжета и свежестью трактовки. Она прозвучала неожиданно и ново. Утверждалась никогда и никем еще не поставленная тема. "Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова "Лоси едят сено зимой", - писал жене В.Д.Поленов. И тогда же с выставки ее приобрел Павел Михайлович Третьяков.
Очарование картины в ее сумеречных, тихо звучащих тональностях, в поэзии угасающего дня, в голубеющем снеге, в розоватой полоске зари, в группе грациозных животных, в их робких движениях, гармонизованных с настроением пейзажа. Тонкое деревцо у левого края картины служит художнику для усиления ее воздушной пространственности и создает живую асимметричность пейзажа.
В картине изображена оттепель в начале зимы. Вокруг так тихо, что, кажется, слышно, как оседает слегка подтаявший снег. Начинает смеркаться... В сером небе чуть розовеет сквозь тучи последний бледный отблеск зари... И вот тогда-то из леса выходят лоси...
Уже в этой ранней картине Степанова проявляется не совсем обычная даже в эту эпоху расцвета русского реалистического пейзажа точность в изображении поз и движений животных и тонкое запечатление краткого переходного состояния природы. Неглубокий снег и несъеденное сено говорят о начале зимы, следочки на ровной поверхности снега и голые сучья деревьев - о начале оттепели. Главное же в передаче того непосредственного ощущения, по которому всегда безошибочно узнается и время года и время дня. До Степанова изображение животных в русской живописи чаще всего трактовалось в пределах их отношения к людям, причем они занимали почти всегда подчиненное, служебное место. Степановские "Лоси" предстают как прекрасное творение природы, важное и ценное само по себе своим существованием, своими звериными интересами, эмоциями и инстинктами. Эта картина имела большое значение для дальнейшего творчества Степанова. От нее начинается та линия развития его таланта, которая сделала его одним из лучших русских анималистов по глубине раскрытия темы, по широкому охвату жизни животных и по остроте и силе их реалистического изображения.
В последующих картинах на ту же тему, а их было много, Степанов достиг еще большей тонкости видения, большей естественности изображения и еще более глубокого умения проникнуть в душу зверя. Картина Третьяковской галереи является одной из этапных в творчестве Степанова еще и потому, что в ней впервые обозначилось впоследствии все углублявшееся стремление художника к тональному колориту и живописной обобщенности изображения. Год 1889 был годом решительного выступления художника после шести лет большой подготовительной работы. Одновременно с картиной "Лоси" на той же XVII выставке передвижников появилась картина Степанова "В ожидании поезда" (местонахождение неизвестно) и была написана "Продажа коровы" (Гос. художественный музей Республики Беларусь).




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru