Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Почему об Алексее Степанове до сих пор нет сколь-нибудь серьезной книги или биографии? "Скромен был он очень, - заметил его ученик Василий Бакшеев, отвечая на этот вопрос. - Или время его не пришло", - добавлял он. Что скромен был Степанов беспредельно и чужд самомнения, об этом нам до сих пор приходится сожалеть. Ибо он сам наложил запрет на свою монографию, которую собирался писать для издательства Кнебеля Сергей Голоушев (Сергей Глаголь). Мы лишены возможности проверки жизни и творчества художника, поскольку нет авторизованных материалов. Необычайно скудна переписка, да и в немногих дошедших до нас письмах Степанова нет дат, так же как нет их и на его картинах, и в этом одна из значительных трудностей, предстоящих каждому исследователю творчества художника. Каталоги выставок, рассказы дочери художника, Е.А.Нечаевой-Степановой, немногие воспоминания товарищей и учеников, а главное, анализ художественных особенностей живописи Степанова в последовательные этапы его жизни и творчества - почти единственные основания хронологии его искусства и единственный источник биографии.

Чтобы лучше понять истоки творчества Степанова и его эволюцию, нельзя не вспомнить о той обстановке, которая царила в художественной жизни России второй половины 19-го века. Академизм изжил себя окончательно и превратился в стилистическую категорию, не только идущую вразрез с окружающей действительностью, но часто, сознательно или бессознательно, служившую оружием политической реакции, - полный и окончательный разрыв с ним всех молодых, жизнеспособных сил в изобразительном искусстве, протест 14-ти и все последовавшие за ним этапы становления и развития передвижничества стали исторической необходимостью.
Передвижничество было тем обращением к жизни, действительности, благодаря которому русское искусство получило новый заряд энергии. История искусства XIX века знает подобные явления и на Западе: неаполитанская "школа Позилиппо", "Барбизон" во Франции. Но нигде в Европе реалистическое движение не достигало такой силы, углубленности, такого динамического напряжения, таких молниеносных взрывов и такого грандиозного охвата жизненных явлений, как в России. Передвижничество было прежде всего первым объединением демократических сил в искусстве. Отсюда многообразие тематики, жанров, трактовки в том сложном явлении, которое именуется живописью передвижников.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Многогранность художественных устремлений передвижников обнаружилась вскоре после возникновения Товарищества. На первой же выставке были показаны картины, совершенно различно звучащие, различные но своим художественным целям, темам и приемам изображения, такие, как "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" Ге и "Охотники на привале" Перова, "Порожняки" Прянишникова и "Майская ночь" Крамского; на 1-й Передвижной выставке была показана и историческая картина, и жанр, и портрет, и пейзаж, и в пейзаже столь этапная картина, как "Грачи прилетели" Саврасова. Это не было неустойчивостью еще неопределившейся позиции, но свидетельствовало о широте художественных взглядов основателей передвижничества.
Члены Товарищества были первыми, кто, широко открыв глаза на окружающий мир, подобно Некрасову, увидел "великое горе народное" (Перов, "Проводы покойника", "Тройка", "У последнего кабака"), и не только горе, но и несокрушимую народную силу (Репин, "Бурлаки").
Вслед за Гоголем и Островским они горячо приняли к сердцу страдания "маленького человека" (Перов, "Приезд гувернантки в купеческую семью"; Прянишников, "Шутники"). Ими была создана великолепная галерея современников (Крамской, Ярошенко, Репин), их внимание привлекали мощные, сложные характеры русских людей, и они писали полные жизни и страсти исторические картины, ничуть не похожие на скучные академические полотна прежних лет (Суриков, Репин, В.Васнецов). И, наконец, протестуя против условностей академического, облагороженного пейзажа, передвижники начали разрабатывать русский национальный пейзаж во всем его непревзойденном своеобразии (Саврасов, Куинджи, Поленов). В противовес античным и библейским сюжетам и в жанре, и в пейзаже, и в исторической картине была изначала поставлена национальная русская тема. Это требование национальных решений в искусстве особенно категорично прозвучало в пламенных и страстных словах письма В.В.Стасова к И.П.Балашеву, дающих всему направлению точное и ясное выражение. Стасов предлагал, чтобы все соображения по вопросам художественного образования, принятые на собрании Общества поощрения художеств, имели в виду "искусство национальное, единственно нам свойственное, единственно составляющее нашу силу и славу. "Первый долг, - писал он, - раньше и прежде всего обращать внимание на наши коренные черты, характеристические национальные особенности и давать им проявляться во всей их красоте и силе".
Разнообразные линии развития русского реализма второй половины XIX века непрестанно скрещивались, часто давая цельные, органические сочетания. Вырабатывался особый, преимущественно "московский" живописный жанр, в котором собственно жанр, пейзаж, а иногда и анималистическая тема сплавлялись в гармоническом единстве.
В основе этих новых художественных явлений лежало все возраставшее стремление отобразить окружающий мир во всей его жизненной полноте, во всей его живописной целостности, запечатлеть сложность и единство непрестанного движения многих одновременных процессов, которые неизменно совершаются в вечно изменяющейся природе, и прежде всего показать предметы и человека в свете и воздухе окружающей их среды. Из этих предпосылок возникает направление, которое, в более узком своем значении, получило название "русского пленэра". Название это, однако, не раскрывает новое понимание живописи во всей его полноте, в него не входят такие его черты, как динамическое восприятие природы, лирика "настроения" и пр. Поэтому лучше называть его русским реализмом конца XIX - начала XX века. В самом начале своего развития передвижничество таило уже в себе зерна новых эстетических воззрений.


Далее: Биография, стр.2





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru