Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Кругозор художника расширялся. Его влекли все новые и новые образы, углублялось восприятие природы, вставали новые задачи изображения тонких изменений света и воздуха в разное время дня и в зависимости от состояния погоды. Прежде накопленных художественных средств не хватало, новые были еще недостаточно освоены Степановым.
В живописных решениях 90-х годов уже намечается переход от цвета к тональности, от четкой, немного сухой ясности рисунка и близкой к локальной расцветки к мягкой живописности формы. Однако новые задачи таили в себе большие трудности. Приглушая цвет, необходимо было довести до предела тонкость тональных отношений, используя бесконечное разнообразие валеров. Пока же многое в картинах этого периода было "немножко тускло", и тема, взятая мягко и любовно, не получала должной силы и остроты в своем решении. Только в конце 90-х годов появляется несколько картин, в которых Степанов после "Журавлей" вновь ставит тему природы в ее большом охвате. В упомянутых выше картинах "У проруби" и "Девушка, схватившая лошадь под уздцы", большой и сложный, в несколько планов, зимний пейзаж играет важнейшую роль, придавая эпический размах скромному рассказу. В технике этих картин уже заметны приемы, характерные для более поздней манеры Степанова, и прежде всего длинные мазки жидкой краской, не вполне покрывающей холст. Но слишком четко разработанные перспективные планы, мелкая работа в исполнении лошадок, розвальней, дуг, фигурок мужиков противоречат законам воздушной перспективы, законам рассеянного света, отраженного от необъятных снеговых поверхностей. Слишком сильное сокращение дальних фигурок в свою очередь грешит против законов линейной перспективы и создает характерные для Степанова этого периода маленькие обособленные картинки, отмеченные уже в описании картины "В ожидании поезда". Тем не менее, несмотря на эти шероховатости, картины поэтичны и правдивы. В картине "У проруби" свежесть восприятия, эпически спокойный тон рассказа рождают ассоциации с мудростью и простотой русских сказок; в "Девушке, схватившей лошадь под уздцы" отображен большой простор русской земли; образ русской крестьянки, веселой и отважной, мог бы получить широкое обобщение, если бы ценности рассказа отвечала широкая живописная форма, только намеченная в фактуре картины, но не вполне удавшаяся, не проведенная последовательно и не вошедшая в гармоническое единство с ее пространственным решением. Степанову предстояло выработать новую форму, отвечавшую тем новым требованиям, которые возникали теперь перед художником. Годы 1894-1895 ознаменованы большими событиями в личной жизни Степанова. К ним относится его знакомство с известным любителем искусств и коллекционером Н.В.Медынцевым и его семьей.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Для Степанова 90-е годы - период исканий. И не только в области колорита. В эти годы он усиленно работает над рисунком, придавая ему самостоятельное, не зависимое от живописи значение, и пробует свои силы в портрете главным образом близких ему людей. Небольшой размер этих портретов, их материал и живописная трактовка позволяют предполагать в них именно пробы, плоды исканий и опытов художника. Обычно они имеют характер этюда, написаны в беглой манере на дощечке или на куске картона, и все же занимают в творчестве Степанова особое место. Портретистом Степанов не стал, но работа над этими портретами подготовила легкие, быстрые и очень схожие портретные рисунки 1900-1910-х годов, как, например, маленькие портретики Касаткина, Милорадовича (собрание семьи художника) и особенно Сурикова (ГРМ).
Таким образом, 90-е годы - период исканий и опытов художника, период постоянных изменений в его живописной манере. Внешне это проявлялось в стремлении к работе в новых жанрах, в поисках новых впечатлений, в путешествиях, и не только за границу, но по родной земле - по Оке и Каме, в Архангельск и Соловки. Именно в 90-е годы на почве общих взглядов и убеждений слагаются творческие связи между живописцами, объединившимися позже в Союз русских художников. Как это указал Д.В.Сарабьянов, прежде всего они выступают в общих чертах характерного для всех "молодых" лирического истолкования темы.
В этом широком и общем плане действительно можно сопоставить, как это делает Сарабьянов, "Журавли летят" Степанова, "Октябрь" Серова и "По реке Оке" Архипова - картины, в других отношениях (сюжет, композиция, колорит) довольно далеко отстоящие друг от друга. Особенно же следует отметить общее для всех художников этого круга стремление овладеть изображением воздуха, света, пространства - необходимых элементов лирического пейзажа. Между некоторыми художниками этого направления творческие связи становятся особенно тесными и принимают более конкретную форму, как это можно отметить во многих картинах Архипова и Степанова.

В картине "Лоси", написанной около 1910 года (частное собрание), художник подсмотрел быстрый и бесшумный бег лося: сосредоточенный и торопливый у поспевающего за матерью лосенка, легкий и свободный, но настороженный в каждом движении у лосихи. Повадки зверя наблюдены с предельной зоркостью, особенно движение головы лосихи и боязливое и нежное, с оттенком материнской, почти страдальческой заботы. Во многих степановских картинах изображены волки: "Волки" (ок. 1910 г., частное собрание), "Волки" (1912, частное собрание), "Волки" (1916, Музей Академии художеств России, СПб) и др. Волки идут через лес, крадутся к человеческому жилью, петляя, путая следы, нюхают спокойно или тревожно воздух; чуя след, они припадают к земле; среди них легко отличить вожака - по смелому шагу или, наоборот, по оглядке. Степанов знает, как волк принюхивается к следу, как настораживает острое ухо; он передает сверкнувший в сумраке волчий глаз, все оттенки волчьей походки, по которой можно понять, близка опасность или добыча? Какой лежит снег - наст или пороша?
Художник пренебрегает опасностью ради своих художественных впечатлений и наблюдает хищника в поле и в лесу. Ему удавалось подсмотреть самые утаенные от человеческого взора лесные сцены. Он запечатлел волка, переплывающего реку ("Вплавь", ГРМ), и даже волчью свадьбу.


Далее: Биография, стр.11





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru