Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Чувство тревоги и неудовлетворенности охватило не только Степанова. Такие художники, как Левитан, Нестеров, Серов, Константин Коровин чувствовали себя в Товариществе весьма неуютно. Они были "признанными, но не любимыми", они были "пасынками", по выражению Нестерова, и, вероятно, беспокойство семьи Поленова о судьбе картин Коровина ("У балкона") и Степанова ("Лоси") на жюри XVII Передвижной выставки 1889 года имело свои основания. "На Передвижной многое нам было не по душе", - вспоминает Нестеров. Передвижники младшего поколения чувствовали необходимость нового объединения. Их привлекал к себе "Мир искусства" - организация, безусловно, вносившая новую ноту в теорию и практику изобразительного искусства, отдававшая много внимания вопросам формы, живописного мастерства, технике передачи света, цвета, пространства и воздуха, то есть всему тому, чего так недоставало передвижникам.
Идея объединения москвичей с петербуржцами, младшего поколения передвижников с мирискусниками, по-видимому, принадлежала москвичам. "Дело налажено, дело горит. сочувствие и горячее участие получено почти ото всех уже", - писал И.С.Остроухову С.А.Виноградов 3 ноября 1901 года. Замечателен горячий тон этого письма. В новой организации, получившей название Объединения 36-ти художников, преобладали москвичи. Из петербуржцев в списке, приведенном в письме Виноградова, мы видим немногие, но примечательные имена: Ал.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, А.П.Остроумова-Лебедева, Паоло Трубецкой, П.Е.Щербов.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Объединение 36-ти художников просуществовало недолго. Вскоре обнаружились внутренние несогласия между москвичами и петербуржцами. Если на передвижных выставках многое не устраивало молодых художников, то - по словам Нестерова - "не лучше было дело и у Дягилева: мы оба (то есть Левитан и Нестеров) были москвичами, дягилевцы были петербуржцы; быть может, это, а быть может, и еще кое-что другое, трудно уловимое, отделяло нас от "Мира искусства" с его "тактическими" приемами и соображениями. Мы очень ценили и понимали, что появление великолепного Сергея Павловича (Дягилева) и его "Мира искусства" было необходимо. В первый его период мы были на его стороне, позднее же из нас, москвичей, вошедших в ряды "Мира искусства", до конца остался там лишь Серов80. Этим, пожалуй, уж не столь "трудно уловимым", как говорит Нестеров, вносившим разлад между москвичами и петербуржцами, была прежде всего русская, притом деревенская, крестьянская тема у москвичей и европейская и петербургская в "Мире искусства". При этом формальные элементы живописи для москвичей были всегда средством познания окружающего мира, не доходя до той заостренности, условности, стилизации, которые у петербуржцев служили своеобразно все той же цели. Москвичи же оставались верными лозунгу простоты и правды в передаче действительности. В силу этих причин в 1903 году образовалось новое общество - Союз русских художников, в котором Степанов оставался до конца своих дней. Члены "Мира искусства" играли в нем уже меньшую роль, а в 1910 году и совсем от него откололись. Совершенно права Ф.Рогинская, указывая на наличие переломов и конфликтов в кажущемся безмятежным творческом пути художника. Внешне это выразилось в участии и организации Объединения 36-ти художников, а в 1903 году Союза русских художников и в одновременном выходе Степанова из Товарищества передвижных выставок вместе с Остроуховым, С.Ивановым, Первухиным, Архиповым, С.Виноградовым и А.Васнецовым, подписавшим вместе с ним письмо-заявление о выходе из Товарищества. Внутренне это сказалось в творчестве художника - в перебивающемся развитии его живописи, то быстро продвигающейся в поисках нового метода, то возвращающейся на старые пути. Неправа только Ф. Рогинская, рассматривая этот процесс отхода Степанова и его товарищей от передвижничества односторонне, как отход с передовых позиций, забывая о том, что само Товарищество передвижников к концу 90-х и началу 900-х годов начало уже терять свои силы, а его ведущий жанр - бытовая картина - претерпевал несомненный кризис и требовал решительного обновления.

В 1901 году, ознаменованном возникновением "Объединения 36-ти", появляется новое произведение Степанова, обозначившее крутой поворот в его творчестве. Он начинается с небольшой картины "Овец загоняют" (частное собрание). Здесь все ново: материал - гуашь и серая бумага, быстрое, почти набросочное исполнение, необычайная свобода рисунка при полной точности и живости изображения людей и животных; колорит неуловимых, тонко нюансирующих тонов - серого, коричневого, черного и белого, именно тот колорит, который лег в основу произведений 1900-х годов. Необычная воздушность наложения красок, то овладение преимуществами гуаши, которое поражало современников, уже предвещало появление нового стиля в творчестве Степанова. При крайней простоте сюжета Степанов сумел показать его во всей его поэтической свежести, непосредственно запечатлев короткое время, пока овцы входят в сарай. Серое небо, песочного цвета земля, серые, серебристо-белые, коричневые, коричневато-черные овцы; у женщины слева серовато-белый платок, синевато-серая кофта и зипун какого-то особенного коричневато-малинового цвета, которому трудно подобрать точное название.
Все эти хрупкие тональности входят в скромную гармонию колорита, как нельзя лучше отвечающего краскам серого, мокрого осеннего дня. Вторая фигура почти только намечена, и тем не менее создается впечатление, что она живет и дышит. Надо было обладать большим знанием живой натуры, чтобы так легко, воздушно, смело, естественно поставить фигуры людей и животных, запечатлеть их разнообразные движения немногими лаконичными средствами.
К тому же 1901 году относится картина Степанова "По белой тропе", еще всецело исполненная в манере и методами, выработанными в период сотрудничества в журнале "Природа и охота".


Далее: Биография, стр.13





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru