Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

В эти годы Степанов достигает вершины творчества художника-анималиста в таких своих картинах, как гуашь "Лось и лайки" и "Волки" (1916, Музей Академии художеств России). Картина "Лось и лайки" написана именно в тех принципах, которые были выдвинуты Степановым еще в 1903 году в "Водопое". В картине только лес, молчаливый в своем драгоценном снежном уборе, и лось, прекрасное могучее животное с безумным смертельным страхом в глазах. Человек послал всего лишь двух ничтожных, тявкающих собачонок, но они "гонят" зверя. Сейчас в мирное царство природы придет смерть. И чем прекраснее эта картина, прекрасней по своим формальным качествам, по сочетанию коричневого с белым, по выразительности силуэта животного, по хрупкой свежести инея на деревьях, тем трагичней звучит лейтмотив картины - гибель мирной красоты леса, гибель прекрасного, кроткого животного, показанного в контрасте с ничтожными, обозленными собачонками, умело направленными рукой человека.
В картине "Волки" художественный лаконизм Степанова достигает предела. Бескрайняя снежная равнина. На горизонте мерещутся два белых, покрытых снегом домика и белый призрак леса. На проезжую дорогу вышли четыре волка. Согласно новой живописной поэтике Степанова, они помещены близко к первому плану и в центре. Хорошо построена их группа, живая и случайная на первый взгляд; необозримая белая равнина кругом как бы подчеркивает их зловещее, дикое одиночество; мутный свет гипнотизирует, луна зашла за облака, но тени ярко падают на белый снег; и с непонятной силой притягивает горящий волчий взгляд. В картинах, подобных этой, Степанов как бы переступает границы живописи. Между тем магическая сила этой картины основана именно на глубоком знании живописных законов и прежде всего законов общего воздействия соприкасающихся тонов. Рассматривая последовательно картину, мы убедимся, что в тайне горящего волчьего глаза нет никаких фокусов, никаких подсветок, в каждом случае это просто кусочек белил, но кусочек белил, положенный с таким точным учетом воздействия на него всех окружающих мазков, различных, но очень близких друг другу тональностей, что он начинает светиться как бы сам но себе.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Такого мастерства, такой свободы и смелости в письме Степанов достиг постоянной работой, пристальным изучением живописной "кухни".
В эти годы Степанов на работе в Училище живописи, на выставках Союза русских художников и просто в товарищеском общении часто встречался с такими замечательными колористами, как Серов и Коровин.
И тем не менее в отношении колорита Степанов почти ничего не взял от Коровина, как, прочем, и от Левитана. Ему равно были чужды как многоцветное великолепие колорита Коровина, так и скромные, близкие каждому, верные русской природе краски Левитана.
Ближе всего колорит Степанова был в это время к крестьянским картинам Серова (1895-1901), из них особенно "Октябрь" (1895, ГТГ) мог оказать на него свое воздействие. Картина Серова "Зимой" (1898) нетронутой белизной снега, контрастом с темными стенками сарая и силуэтом лошадки в розвальнях гораздо больше предсказывает зимние пейзажи Степанова, нежели несколько бледная, изысканная гамма в картине Коровина "Зимой" (1894, ГТГ). Коровин производил на Степанова впечатление широкой живописной манерой, но никак не разнообразием красок. Так же и в композиции картин Степанова скорее можно найти соприкосновение с лаконичными крупноплановыми центральными изображениями Серова ("Зимой", "Баба в телеге", "Полоскание белья"), нежели с узором сплошь расшитой драгоценной ткани коровинских картин. Но речь идет только о "соприкосновениях". Степанов нашел особые приемы композиции и сам создал свой собственный, "степановский" колорит.
Бесконечно разнообразен его необыкновенный серый цвет. Составляя основу колорита, он принимает в себя оттенки лиловатого, синевато-стального, теплого коричневого, песочного цвета или сохраняет чистый серебристый или жемчужно-серый оттенок. Так построен колорит этюда "В лодке", написанного маслом на серой бумаге, наклеенной на картон. В нем из тонкого музыкального сочетания различных оттенков серого возникает воздушность пейзажа - озеро с кромкой темного леса на далеком горизонте и легкая фигура девушки в лодке. Букет васильков у пояса и синяя ленточка на шляпе - единственные цветовые пятна, внесенные осторожно, но, интенсивные в своем звучании, они придают колориту устойчивость и нежность.
Тончайшие изменения в дозировке оттенков придают одному и тому же серому тону различный смысл, различное звучание. Если в этюде "В лодке" сочетание серых оттенков создаетвпечатление мутного жаркого дня, то в картине "На паре в тележке" преимущество серо-лиловых тонов и осторожная дозировка желтых создают колорит беспросветной мокрой осени. В эти годы Степанов пишет с самым легким грунтом, без подмалевка, не вполне покрывая картон или холст и слегка намечая углем самые основные контуры. Куски незакрытого полотна или картона закономерно входят в фактуру картины, дополняя ее колорит и композицию: цвет картона в этюде "В лодке" выявляет рядом с легким желтовато-серым цветом масла более густой и плотный светло-коричневый тон; в морском пейзаже (собрание семьи художника) белая пена на гребнях волн при рассмотрении вблизи оказывается намеренно оставленными, намеренно непрописанными местами бумаги.
С исключительным мастерством выполнена гуашью, акварелью и прессованным углем по коричневому картону картина "Стадо" (частное собрание). Фактура картины дает поверхность, как бы созданную из серебра, черни и тончайших перламутровых оттенков. Очарование этой мягкой живописи органически связано с простым и скромным содержанием: серый осенний день, серое небо, мокрые елки, влажная земля. К стаду пришла женщина подоить корову. В свободном и легком наброске возникают детали, всегда оправданные и наблюденные с предельной остротой, - видно, как у женщины, набросанной двумя-тремя штрихами, юбка высоко подоткнута, и сразу становится понятно, что, прежде чем выйти на опушку, она долго шла по лесной дороге, среди мокрого кустарника.
Совершенство техники, быстрота работы позволяли Степанову создавать большие, законченные вещи "одним дыханием".
Отсюда органическая целостность и свежесть его картин 1900-1910-х годов. Предельно завершенные работы хранят взволнованность первого наблюдения и тонко и точно запечатлевают мгновенные движения, эмоции, весь жизненный трепет натуры. По мере того как крепло мастерство художника и расширялся круг видения, в поле его зрения попадали все новые и новые темы, слагались новые сюжеты. С 1906 по 1914 год он проводил каждое лето в Тверской губернии, на Выезд из Усадьбы - озере Удомля, снимая дачу то в Лубенькине, то в Гарусове, а в последние годы в Письве. Рядом с охотничьими и анималистическими сюжетами получают дальнейшее развитие деревенские картины: катанье на розвальнях зимой, летом - на лодке, переправа через озеро, рыбная ловля, встреча стада у околицы, ночное. Особое место занимают картины, посвященные семейной жизни Степановых на даче, и среди них портреты дочери. Разнообразный, многоцветный мир требовал от художника многоцветной палитры. И он вырабатывает ее - нежную, переливчатую, с перламутровыми отсветами.


Далее: Биография, стр.15





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru