Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Батальное наследие Степанова не учтено. Но по картине "Казаки" (частное собрание) можно судить, в каком решительном противоречии с официальным патриотизмом его времени находился художник. В его "Казаках", едущих дозором в метель, закутавшихся в дрянные шинели и жесткие башлыки, нет ничего от квасного молодечества героев, подобных Кузьме Крючкову. В сущности говоря, Степанов нашел в этой картине тот же подход к исторической, а здесь и батальной теме, что в "Напуске гончих". Просто и жизненно показаны подлинные герои событий 1914-1915 годов - простые солдаты, вынесшие на себе всю тягость войны. Степанов продолжает здесь традиции прогрессивной русской живописи и прежде всего традиции Верещагина. Картина была опубликована в открытке с сопровождающим изображение стихотворением В.А.Гиляровского.

В 1916 году написана небольшая, как этюд, но совершенно целостная и завершенная картина Степанова "Ветерок". Правда, картиной назвать ее трудно, еще трудней - портретом, хотя моделью к нему и послужила художнику его близкая знакомая. В живописи этот род небольшой, завершенной в себе лирической картины еще не нашел адекватного названия, подобного существующим и в поэзии и в музыке. Немногими средствами - неизъяснимой, мутной от весенних паров лазурью неба, просвечивающей сквозь еще голые сучья фруктовых деревьев, легким движением девичьей фигуры, движением пестрой шали на ветру, треплющимся локоном и светом, главное светом - передается то необыкновенное переживание, когда весенний ветер ворвется в комнаты через впервые раскрытую на террасу стеклянную дверь. Цвет, свет и движение здесь равнодействующие величины; как всегда у Степанова, все ощутимо, и вместе с тем все трепетно, и воздушно, и так молодо, и свежо, и полно невыразимого счастья.
В одной из поздних своих картин, "В слякоть" (1917, Киевский музей русского искусства), Степанов, пользуясь коричневым цветом для передачи содержания картины, тонко использует все его оттенки, сочетая их с серебристо-серым цветом лошадки, стоящей под дождем. Перед нами какая-то площадь или улица провинциального города. Дождь, слякоть. Дождь идет много дней, и земля растворилась в коричневую грязь. Хочется сказать словами Гоголя: "Скучно на этом свете, господа", - но взгляд падает на женскую фигурку, пробирающуюся под дождем около изгороди бульвара. Она в ярко-розовом платье и в черной, глубокого тона накидке, и так прекрасно и с такой любовью вписано это ярко-розовое пятно в коричневую среду, что разом становится понятно, как поэтически воспринимает художник осеннюю слякоть, провинциальную уличку, серые домики, лошадку под дождем и женщину в розовом платье.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

В годы, завершающие творческую биографию Степанова, среди других задач его особенно интересовали вопросы передачи движения и не столько движения отдельных живых персонажей, населявших его картины - в этом он издавна был мастером, - но достижения динамики изображения в его целостном решении.
Здесь важно и равноценно все: и свет, и цвет, и линия, и лепка объемов, иначе говоря, вся композиция в целом в ее гармоническом единстве. Еще в 1907 году в упомянутой выше картине. "С добычей" Степанов пытался передать быстрый бег лошади, испуганной страшной поклажей; движение дивящихся зрителей, согласно новой поэтике Степанова, должно было передаться и пейзажу и всем деталям композиции картины. Однако опыт нельзя признать удачным. Изба с пристроенным длинным двором препятствует взору проникнуть в глубь картины. Перед ней резко под углом поворачивают друг за другом трое розвальней.
Не особенно удачно вписана в композицию картины изгородь: даже неопытный глаз легко обнаружит, что единственная цель ее ломаной линии - заполнение пустого пространства справа. Есть и другие неувязки: очень плотно построена и потому трудно различима почти прижатая к избе группа любопытных и совершенно неудачно обрезана рамой фигурка мальчика слева. Если правая линия кадра срезывает самые дальние саночки, то тем самым создается впечатление движения, уходящего за раму, но вертикальный разрез фигуры спокойно стоящего мальчика не художествен и ничего не прибавляет к ориентированной в ширину пространственности картины. Через четыре года, в 1911 году, в появившейся на выставке Союза русских художников картине "Катанье в деревне" Степанов преодолел эти недостатки. Пространство картины организовано в глубину. Туда, к точке схода, направляются друг за другом лошадки, запряженные в розвальни. Движение первых саней поддерживается параллельным движением бегущей сбоку собаки. Линии изгороди по обеим сторонам дороги как бы бегут в обратном направлении, усиливая этим динамику изображения. Художник создает воображаемое пространство картины. Оно находится перед рамой; это впечатление достигается направлением взглядов ребят, стоящих у изгороди и как бы встречающих новую лошадку, которая кажется вот-вот вынырнет из-за нижнего края картины. Снег на земле, на крышах, на изгороди, иней на деревьях. Снежная свежесть воздуха, быстрое движение, яркие платки на девушках, сидящих в санках. Это одна из самых бодрых и свежих крестьянских картин Степанова. Существует ее повторение - "У околицы". Сравнение обеих картин вскрывает дальнейшее направление творческого пути художника. В этой второй картине внимание Степанова направлено на усиление динамической выразительности изображения. Сани покачнулись, вероятно обгоняя кого-то, кто остался за пределами картины; девушка в санях засмеялась вслед отставшим; задвигались, засмеялись ребята у изгороди, а собака, сопровождающая розвальни, почти распласталась в воздухе; дальняя лошадка не трусит потихоньку, а рвется вперед. Очень тонко введено движение в пейзаж: иней, осевший на деревьях в первой картине, во второй наполовину растаял или снесен ветром.

Этими двумя картинами художник начал последний период своего творчества, отмеченный решением больших и сложных задач, подготовленных в предыдущие годы.


Далее: Биография, стр.1





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru