Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Иначе как объяснить появление на первой же выставке передвижников картины Саврасова "Грачи прилетели", полной света и воздуха, тонко передающей состояние начинающей пробуждаться природы. Но передвижники различали еще неясно далекие цели своего пути. Как и всегда, в революционной борьбе (а выступление "Артели" было подлинной революцией в искусстве) заострялись одни моменты, получая в движении боевое значение (в данном случае примат сюжета, содержания, "литературы"), и оставались в стороне другие, касавшиеся только формы (вопросы передачи световоздушной среды, ее воздействия на очертания и цвет предметов, то есть художественной оптики), хотя уже Крамской ясно сознавал их значение и необходимость. В свою очередь молодое поколение 80 - 90-х годов, поднимая на щит живописные принципы, так часто забывавшиеся их отцами, не осознавало и не могло осознавать своей исторической связи с передвижничеством. Эпоха, в которую выступили Серов, Левитан, Архипов, Степанов, Нестеров и К.Коровин, знаменуется конфликтами, борьбой направлений, организацией новых объединений и постепенным отмиранием старых. Если старшее поколение требовало от искусства жизненной правды и простоты, то "молодым" становилось тесно в этих суровых границах, и они включали в свои призывы лозунг лирического переживания красоты и гармонии мира в искусстве.
Семидесятые-девяностые годы, как уже сказано, - эпоха осознания необходимости развития национальной русской живописи, создания русской национальной школы.
Художественный облик Степанова, естественно, складывался как облик художника, русского по преимуществу, как образ носителя национальных особенностей в искусстве. Но ему, так же как Серову, Архипову и другим современникам, выступившим в эту эпоху перелома, пришлось конфликтовать, ломать старое, стараться охватить черты нарождающегося нового. Поэтому в течение творческой жизни Степанова менялись его взгляды на искусство, эволюционировала его живописная манера.
Но во всех своих исканиях художник оставался верен своей цели, которую видел отчетливо и ясно. И если Степанов в творческом поиске, в стремлении передать воздух и свет в их тончайших изменениях и обращался неоднократно к достижениям французского импрессионизма, он всегда воспринимал их сквозь "русскую призму", и они, обогащая его палитру тончайшими оттенками света и цвета, не изменяли его художественного мировоззрения: в корне оно оставалось неизменным во всех сложных перипетиях его творческого пути.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе, в семье офицера, участника Севастопольской обороны. В том же году умерла его мать, а пять лет спустя умер отец.
Опекун мальчика, генерал Мельгунов, увез его в Москву и поместил в Разумовский филиал Николаевского сиротского института. Замкнутый и скромный, Степанов мало рассказывал о своем сиротливом детстве, но всегда хорошо отзывался и об институте и о своем опекуне. Учился Степанов сначала в Первой мужской гимназии, затем в гимназических классах константиновского Межевого института, куда генерал Мельгунов перевел мальчика, заметив у него способности к рисованию. Черчение, хорошо поставленное в училище, могло, по его мнению, в какой-то мере удовлетворить возраставшую страсть мальчика к рисованию. По рассказам художника, опекун считал необходимым дать ему прежде всего общее образование и конкретную практическую специальность, которая дала бы в будущем верный кусок хлеба. Труд художника казался ему неверным, необеспечивающим, а в Межевом институте вместе с черчением преподавались и рисование и съемки местностей. Таким образом, Степанов к моменту совершеннолетия должен был получить некоторую подготовку и к деятельности художника. Межевой институт Степанов окончил в 1879 году со званием землемера. Ему минул двадцать один год. В совершеннолетие он получил небольшое наследство отца, сохраненное для него Мельгуновым. Теперь он был свободен в выборе жизненного пути. Но только через год, в 1880 году, и сначала только вольнослушателем Степанов поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, в класс И.М.Прянишникова, и начал заниматься рисунком под руководством Е.С.Сорокина. Первые страницы биографии Степанова подлинно "белые" страницы. Мы можем только догадываться о тех или иных его побуждениях и о тех или иных воздействиях на него окружающей среды.
Директором Межевого института был Апухтин, брат поэта. Это одно уже указывает на высокий культурный уровень преподавателей института; в эти же годы секретарем Училища живописи был Лев Михайлович Жемчужников - офортист, живописец и собиратель украинского фольклора, брат поэтов А.М. и В.М.Жемчужниковых, которые вместе с А.К.Толстым были авторами стихотворений Козьмы Пруткова.
Апухтин и Жемчужниковы принадлежали к одному кругу, их соединяло также увлечение поэзией и интерес к пластическим искусствам. Таким образом, весьма вероятно, что между Училищем и институтом были творческие связи. Возможно, ученики института уже с ранних лет начинали посещать выставки, и ученические, и периодические, и передвижников. Вероятно, самый выбор руководителя был сделан Степановым не без влияния дружеских связей Мельгунова, но в основном по собственным склонностям художника.
И.М.Прянишников был автором цикла картин, посвященных Севастопольской обороне, и мог иметь личные встречи с некоторыми севастопольцами; один из братьев Жемчужниковых, Владимир Михайлович, во время обороны Севастополя служил в стрелковом полку. Генерал Мельгунов мог с ними встречаться и советоваться. Воспоминания же об отце-офицере и севастопольце глубоко залегли в душу Степанова. Косвенно они проступают в его первом значительном произведении, в программе "Отец и сын", или "Военная беседа". Все это, возможно, могло повлиять на его выбор. Но, вернее, творческий профиль Прянишникова, соратника Перова, жанриста чистой воды, сам по себе привлекал внимание будущего художника. Решающим моментом, по-видимому, было то первенствующее значение, которое придавалось бытовой картине в начале 80-х годов. Она продолжала еще оставаться ведущим жанром демократически направленной реалистической живописи. Тем более что в творчестве Прянишникова начинал уже создаваться тот особый вид картины, в которой жанр органически сливался с пейзажем.


Далее: Биография, стр.3





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru