Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Время было сложное. В политическом отношении оно расценивается как эпоха демократического натиска на самодержавие. Множились крестьянские восстания, росли подпольные организации: "Народная воля" (1879), "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895). Глубинными путями просачивалось революционное движение в самые различные слои общества, порождая надежды на лучшее будущее в эпоху самой темной реакции. Рядом с горькими и гневными настроениями, породившими эмоциональный тон картин Перова, возникало внимание к светлым сторонам жизни и прежде всего к красоте природы; возникали стремление к передаче пронизанного светом воздушного пространства и связанные с ним цветовые искания и высветление палитры. Рождается национальный пейзаж: "Оттепель", "Вид на Волге" (1871), "Мокрый луг" (1872) Ф. Васильева; "Грачи прилетели" (1871) и "Проселок" (1873) Саврасова; "Московский дворик" (1887), "Бабушкин сад" (1879), "Зима. Имоченцы" (1880) Поленова; "Украинская ночь" (1876) и "Ночь на Днепре" (1880) Куинджи и многое другое.
И, как сказано, эти устремления, вначале неясные, затем разгоравшиеся все ярче и сильней, были осознаны уже Крамским. Сомнения И. Н. Крамского, так горячо высказанные им в письме к И.Е.Репину, показательны: в судьбах русской живописи наступил перелом. "Воздух и свет", о которых говорил Крамской, проникали и в портрет ("Стрекоза", 1884) и в жанр ("Не ждали", 1884) Репина, предсказывая появление подлинно пленэрных картин Серова - "Девушка, освещенная солнцем" (1888) и "Девочка с персиками" (1887). В то время когда Репин и Суриков развивали художественную мысль в больших произведениях ("Бурлаки", "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове"), одновременно и закономерно наступил кризис малой бытовой картины, характеризующийся прежде всего измельчанием бытовой темы, излишней литературностью, стремлением к занятному анекдоту. Эту судьбу бытовой картины можно проследить в творчестве И.М.Прянишникова - непосредственного художественного руководителя Степанова во все время его пребывания в училище.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Начав с полных горечи и гнева "Шутников", с глубокого по замыслу и замечательного по решению русского зимнего пейзажа "Порожняков", Прянишников кончил мастерски исполненной, но ничтожной по содержанию картиной “Перед отходом ко сну". Однако поздние произведения Прянишникова не могли иметь влияния на творческое развитие его ученика, так как ко времени их создания Степанов вышел уже на самостоятельный творческий путь. Степанов поступил в Училище еще при жизни Перова, но и после его смерти (1882), говоря словами М.В.Нестерова, "в Училище" все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний". В Училище чувствовалась та серьезность мысли, глубина и страстность проникновения в самую "душу темы", которая была характерна для основоположников передвижничества и прежде всего для Крамского и для Перова. Эти черты были в высшей степени свойственны и Прянишникову, особенно в ранних его произведениях.
Если мы попробуем сделать из них отбор глазами Степанова, исходя из тех черт творчества Прянишникова, которые получили дальнейшее развитие в работах Степанова, то это прежде всего "Порожняки" с их замечательным пейзажем ". Степная равнина, прутья, торчащие из-под снега, лошадки в розвальнях, бегущие "гусем" по занесенной недавней метелью дороге, встречаются уже в ранних работах Степанова, особенно в иллюстрациях журнала "Природа и охота". Поднятые однажды Степановым, эти мотивы получают дальнейшее развитие в его картинах 1900-х годов, в корне меняя, однако, свою лирическую настроенность ("У околицы" и др.). Можно без затруднения найти черты сходства как в постановке темы, так и в образном строе между картинами Прянишникова и ранними и даже зрелыми (до 1910 г.) произведениями Степанова. Но дело, конечно, не в том, что первые охотничьи сцены Степанова исполнены почти целиком под влиянием Прянишникова; воздействие учителя простирается глубже. Прянишников научил Степанова лирическому раскрытию темы. От Прянишникова к нему пришло умение видеть через малый эпизод большое жизненное содержание. У Прянишникова он учился "никогда не подвергать риску главное, самое ценное, основу картины ради второстепенного".
Поэтому из наследия Прянишникова Степанов избирает произведения, в которых заметно большое дыхание передвижничества в его первом боевом периоде. Прянишниковский анекдот и близкая к нему маленькая новелла остались за пределами его творчества ("Жестокие романсы", "Влопался", "Перед отходом ко сну"). Анекдот Степанов преодолел еще в пору своей работы в журнале "Природа и охота".
Однако измельчание бытовой темы, характерное для 80-х годов, когда Степанов находился в Училище живописи, не могло не отразиться на творчестве учащихся. Анекдот как тема, неумение обобщить, выхватить главное, перечисление подряд всех мелочей обстановки характеризуют как "Домашний арест" М.В.Нестерова (1883), так и отчасти дипломную работу Степанова "Отец и сын, или Военная беседа". Очевидно, наступал кризис; нужны были новые формы того же бытового жанра. В своих воспоминаниях М.В.Нестеров в искусстве 70 - 80-х годов отмечает "жанр" В.М.Васнецова, так своеобразно им показанный в картинах "Чтение военной телеграммы" (1878) и "Преферанс" (1879), "столь непохожих на Перова, еще меньше на Вл. Маковского" Действительно, "Преферанс" отличается от всей массы тяготеющих к Вл. Маковскому мелких бытовых картин не только своеобразием образов, но, что особенно важно, своим освещением, своей глубокой светотенью и тем значением, которое она получает в картине. Яркий свет свечи, глубокие тени (особенно огромная тень на стене) придают сцене игры в карты непосредственное ощущение позднего часа и жутковатую таинственность. В жанр вносится "настроение", в котором отчасти и заключается отмеченное Нестеровым своеобразие картины. Только через десять лет после появления первых картин Нестерова и Степанова в "Житейской прозе" Бакшеева жанр малой картины обрел свое полное выражение, не изменяя ни в чем своей специфики. Именно мелочи быта и составляют в ней существо ("душу") темы; через них познается скука жизни, когда противны становятся и кисточки у скатерти, и дешевое зеркало, и бумажный колпак у лампы. Именно они создают настроение картины.


Далее: Биография, стр.4





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru