Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Трагизм конфликта придает смысл незначительной на первый взгляд теме. Это не просто семейная сцена, но глубокое, принципиальное расхождение, трагедия души, мятущейся и задыхающейся в мещанском быту. И тем не менее ничто в этой картине не предвещает чистого пейзажиста, каким стал Бакшеев впоследствии, так же как анекдот о чиновнике в картине "Домашний арест" не имеет ничего общего ни с религиозными картинами Нестерова, ни с его поздними портретами.

По-видимому, малый жанр в начале 80-х годов считался необходимой ступенью в становлении художника, и творческая биография Степанова, начавшего именно с мелких бытовых сюжетов, не представляла в этом отношении ничего особенного. Вероятнее всего, что на этих житейских и жизненных картинах учили прямой передаче действительности, что отнюдь не мешало ученикам Перова и Прянишникова выбрать впоследствии свободно свой творческий путь. Вообще для Перова и для всего направления Училища было характерно отсутствие какого-либо нажима, какого-либо насилия над творческой индивидуальностью художника. Как из Нестерова и Бакшеева, из Степанова в Училище вырабатывался жанрист, но это не помешало ему стать впоследствии и пейзажистом и анималистом. В 1880/81 учебном году на третьей ученической выставке Училища живописи, ваяния и зодчества появились первые работы Степанова "Дети" и "Приятели". На следующих ученических выставках 1881/82 и 1882/83 годов были показаны его новые работы "Катание с гор" и "Большая перемена в Школе живописи". К сожалению, об этих ранних произведениях Степанова нам ничего неизвестно. По названию привлекает к себе внимание "Катание с гор", возможно, содержавшее в себе зачатки будущих зимних пейзажей Степанова. В 1883 году за эскиз маслом "Бабушка печет блины" Степанов получил от Совета Московского художественного общества, в ведении которого находилось Училище, свою первую награду - "пять рублей серебром на краски", что и засвидетельствовано надписью на обороте холста за подписью секретаря Совета Общества Льва Жемчужникова.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Через год или два Степанов вернулся к этой теме и показал на шестой ученической выставке 1884-85 года картину с тем же названием. Местонахождение ее неизвестно. Некоторое представление о ней может дать эскиз, находящийся в семье художника. В нем изображена незатейливая сцена: бабушка ставит в печку сковородку с блинами, рядом вертятся двое ребятишек, в закутке спит теленок. Характерен выбор простого, мирного сюжета; характерен для последующего творчества художника и образный строй эскиза.
В живописи в темноватом колорите еще трудно найти черты будущего Степанова. Разве только в стремлении к неярким тонам, к коричневому и черному, проявляются уже колористические симпатии художника. В биографии художника это первое известное нам обращение к крестьянской теме. Сюжет этот еще долго продолжал занимать Степанова. В 1899 году в издании А.И.Мамонтова вышла маленькая дешевая книжка для детей "Картины из русской природы и быта", с двенадцатью рисунками в красках по акварелям Аполлинария Васнецова, Степанова и Серова. Вероятно, к участию в этой книжке Степанов был приглашен близким к мамонтовскому кругу Серовым. Степанову принадлежат в ней четыре рисунка и среди них "В родном гнезде" ("Бабушка печет блины"). Этот сюжет, видимо, был дорог художнику: Степанов бережно хранил его в памяти в течение чуть ли не шестнадцати лет.
Крестьянские ребята в 80-е годы чрезвычайно занимали Степанова. В Третьяковской галерее хранится его акварель 1888 года, "Дети у плетня", с дарственной надписью В.А.Киселеву, - босоногие ребята: девочка в розовом сарафане и мальчик в сиреневой рубашке и синих штанах. В альбоме С.П.Кувшинниковой (хранится в ЦГАЛИ) на семнадцатой странице есть маленький карандашный рисунок на ту же тему - крестьянские дети, девочка и мальчик, в воротах изгороди. Очень живой набросок сделан немногими рваными контурными штрихами, тенью (тушевкой) тронуты только лица. Подписан рисунок инициалами "Л.С"; степановская тема и степановский штрих подтверждают атрибуцию. Даты нет, как почти всегда у Степанова. Но на странице девятнадцатой есть пастель Левитана: пейзаж с месяцем над лесом, он подписан и датирован 1 января 1888 года. Очевидно, и рисунок и акварель Степанова создавались в конце 1887 года. Так накоплялся материал, уточнялись и проверялись натурные наблюдения, отвечавшие неясному еще для самого художника стремлению, кристаллизовавшемуся впоследствии в его первом шедевре "Журавли летят" и в более поздней картине "Дети на хворосте" ("Осень") (Ульяновский художественный музей).
С 1883 года Степанов начал работать над программой "Отец и сын, или Военная беседа". Рисунок и эскиз к этой картине были поданы художником в том же 1883 году; за них он получил серебряную медаль. В 1884 году была подана программа. Степанов получил за нее большую серебряную медаль и звание классного художника.
Степанов выбрал одну из традиционных в Училище тем. Над подобным сюжетом работал еще П.М.Шмельков ("Рассказ солдата на родине"), этот же сюжет фигурирует в воспоминаниях Перова, поступившего в Училище несколькими годами позже Шмелькова, в очерке "Наши учителя" О жизненности этой традиции свидетельствует и проданная с ученической выставки 1884 года картина В.Н.Бакшеева "Севастопольский ветеран" и картина Л.О.Пастернака "Вести с родины", над которой он работал в 1888 году.
Внешне, с первого взгляда, картина Степанова, казалось бы, ничем не отличалась от многих ей подобных. Но для Степанова, сына севастопольца, ее сюжет был особенно близок; и, может быть, именно личные интонации картины обратили на нее внимание П.М.Третьякова, включившего в свое собрание произведение начинающего художника. В картине все - от ведущих образов и до самого малого предмета - лучится теплом, внутренним светом, проникнуто особой мягкой задушевностью. Прянишников руководил Степановым от первого эскиза и до окончательного исполнения программы, и, вероятно, ему, его умению лирически раскрыть тему художник обязан мастерством, с которым он внес этот теплый интимный тон в свое первое произведение.


Далее: Биография, стр.5





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru