Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

Страница за страницей читает Степанов великую книгу природы. Его рисунки в "Природе и охоте" в конце 80-х и в 90-х годах достигают и цельности и завершенности. Теперь в них появляются особые рисовальные качества, вырабатывается свой рисовальный стиль. Тверже и решительней становится штрих; контур приобретает активное звучание. Наряду с углем, итальянским и графитным карандашом Степанов пользуется теперь тушью и черной акварелью. Рисунки 1890 года - "С полем" (февраль), "Раненый медведь" (март), "Борзятник" (сентябрь) построены на чередовании черных и серых пятен, на благородном сочетании белого, серого и глубокого черного тонов.
В этих рисунках снова появляются фигуры людей, но теперь они легко и естественно входят в пейзаж, составляя с ним одно целое. Фигуры животных изображены точно и очень живо, но они и не так уж просты - художник проникает в их психику, недоступную для постороннего глаза: покорно лежит мертвая лисичка, и ее фигурка - самое главное в большом, разработанном рисунке в картине с охотником и гончими, играющими второстепенную роль ("Дошел!", 1891, октябрь); в "Раненом медведе" (1890, март) собачонка лает и наскакивает, прижимая уши, всем существом своим выражая и дерзость и страх.
Многое в рисунках журнала "Природа и охота" (1883-1895-х годов) предвещает будущие картины Степанова. Отдельные мотивы, взятые прямо из жизни, набросанные начерно, Степанов продолжает разрабатывать и претворять в законченные произведения. "Напуск гончих" (1899, октябрь), "У стога" (1890, сентябрь), с превосходно переданной туманной пеленой косого проливного дождя, "Родной уголок" (1891, июль) дали начало соответствующим картинам '"'. Рисунок "На охоту" (1890, май) мотивами грязной дороги, таратайки "корзинкой", запряженной парой лошадок, пестрой и черной, предвосхищает картину 1900 года "На паре в тележке" (ГТГ). Но в картине отброшены все уже не нужные художнику детали - собаки, охотники, подробно выписанный пейзаж с мелколесьем, с буграми, меж которыми залегла дорога... Осталась слякоть, таратайка и в ней одинокий человек со своими думами.
Уже в эти ранние годы намечается стремление художника к обобщению, к сосредоточиванию внимания на немногом, но самом важном. Его рисунок становится все более и более лаконичным. Впоследствии он добился такой ловкости и быстроты карандаша и так заострил свое зрение, что мог двумя-тремя штрихами запечатлеть фигуру лошади, собаки, зверя и птицы в привычном им движении, с почти портретным сходством.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Работа в журнале дала Степанову тончайшее, почти осязательно близкое чувство природы. Степанов научился различать сотни оттенков рыжего, желтого, серого, черного и, что труднее всего, - белого цвета. Из этих осенних и зимних красок составилась обычная гамма его колорита. Этой палитрой он владел в совершенстве; многое в ней идет от охотничьих навыков, от месяцев, в которые разрешается охота.
Все приобретенное в "Природе и охоте" за шесть лет журнальной работы, все специальные знания, результаты многих наблюдений и постоянное неугасаемое стремление сердечно сблизиться с природой, войти в нее, стать "своим" в ее явлениях Степанов вложил в картину "Лоси". Картина была показана в 1889 году на XVII выставке Товарищества передвижников. Единогласно принятая Советом Товарищества, она покорила всех оригинальностью сюжета и свежестью трактовки. Она прозвучала неожиданно и ново. Утверждалась никогда и никем еще не поставленная тема. "Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова "Лоси едят сено зимой", - писал жене В.Д.Поленов ". И тогда же с выставки ее приобрел Третьяков.
Очарование картины в ее сумеречных, тихо звучащих тональностях, в поэзии угасающего дня, в голубеющем снеге, в розоватой полоске зари, в группе грациозных животных, в их робких движениях, гармонизованных с настроением пейзажа. Тонкое деревцо у левого края картины служит художнику для усиления ее воздушной пространственности и создает живую асимметричность пейзажа.
В картине изображена оттепель в начале зимы. Вокруг так тихо, что, кажется, слышно, как оседает слегка подтаявший снег. Начинает смеркаться... В сером небе чуть розовеет сквозь тучи последний бледный отблеск зари... И вот тогда-то из леса выходят лоси...
Уже в этой ранней картине Степанова проявляется не совсем обычная даже в эту эпоху расцвета русского реалистического пейзажа точность в изображении поз и движений животных и тонкое запечатление краткого переходного состояния природы. Неглубокий снег и несъеденное сено говорят о начале зимы, следочки на ровной поверхности снега и голые сучья деревьев - о начале оттепели. Главное же в передаче того непосредственного ощущения, по которому всегда безошибочно узнается и время года и время дня.
До Степанова изображение животных в русской живописи чаще всего трактовалось в пределах их отношения к людям, причем они занимали почти всегда подчиненное, служебное место. Степановские "Лоси" предстают как прекрасное творение природы, важное и ценное само по себе своим существованием, своими звериными интересами, эмоциями и инстинктами. Эта картина имела большое значение для дальнейшего творчества Степанова. От нее начинается та линия развития его таланта, которая сделала его одним из лучших русских анималистов по глубине раскрытия темы, по широкому охвату жизни животных и по остроте и силе их реалистического изображения.
В последующих картинах на ту же тему, а их было много, Степанов достиг еще большей тонкости видения, большей естественности изображения и еще более глубокого умения проникнуть в душу зверя. Картина Третьяковской галереи является одной из этапных в творчестве Степанова еще и потому, что в ней впервые обозначилось впоследствии все углублявшееся стремление художника к тональному колориту и живописной обобщенности изображения. Год 1889 был годом решительного выступления художника после шести лет большой подготовительной работы. Одновременно с картиной "Лоси" на той же XVII выставке передвижников появилась картина Степанова "В ожидании поезда" (местонахождение неизвестно) и была написана "Продажа коровы" (Гос. художественный музей Белоруси).


Далее: Биография, стр.8





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru