Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

В картине "В ожидании поезда", еще тесно связанной с работой в журнале "Природа и охота", изображена простая сценка из столь знакомого художнику быта охотников.
Скромен и неказист первый план картины с рельсами и платформой, с телеграфными столбами, с заборчиком, ограждающим полосу отчуждения. И также скромен осенний пейзаж с большой болотистой равниной, с золотыми редкими березками и лесом, чернеющим слева на горизонте. В намерение художника несомненно входила естественность как бы случайно, без отбора, выхваченного куска повседневной действительности. Но то, что бесспорно удалось художнику в передаче пейзажа, не вполне достигнуто в изображении населяющих его лиц: главной группы - охотников и двух стаффажных - бабы с мешком, разговаривающей о чем-то своем с человеком в нахлобученном картузе, и группы с тарантасом, запряженным двумя лошадьми. Как ни просты, как ни естественны позы и жесты мирно беседующих охотников, в построении их группы заметна искусственность: они как бы позируют перед фотографом, а некоторые детали - фигуры двух собак справа и лежащего на платформе убитого зайца - еще больше подчеркивают тщательно скрываемую художником нарочитость композиции картины - их назначение разбить и заполнить ровную плоскость в изображении правого конца платформы.
Жизнь и движение вносит в картину ее открытая форма в соединении со смелым приемом в решении первого плана: стремительный бег диагонально направленных рельсов, уходя далеко за пределы картины, вызывает впечатление и дальней дороги и случайности происходящего. В то же время слишком быстро суживающееся расстояние между рельсами вызывает и другие ошибки в перспективном построении картины: утрачивается связь центральной группы охотников с двумя другими, необъяснимо далеко от нее оторвавшимися. Картина теряет цельность, распадаясь на отдельные самостоятельные сцены. Целостности изображения, объединения отдельных групп, соподчинения второстепенных стаффажных главной Степанов добился не скоро; подобные "картинки в картине" встречаются у него и значительно позже, в конце 90-х годов, в таких картинах, как "У проруби" (частное собрание) и "Девушка, схватившая лошадь под уздцы". И все-таки картина убедительна и поэтична; вероятна портретность фигур охотников; трактовка картины мягкая, собранная, спокойная; золотые березки пейзажа придают ей особую прелесть. Она интересна заложенными в ней композиционными исканиями художника, отмечающими один из этапов творческого развития художника на пути к естественности и правде изображения; мотив ожидания хорошо воплощен в каждой отдельной фигуре, и это объединяет их, несмотря на просчеты в композиции. Острей и серьезней поставлена тема в картине "Продажа коровы".

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Жгучую тему 80-х годов, классовое расслоение деревни Степанов решает просто, без подчеркиваний; каждая деталь картины полна глубокого смысла, идет от серьезного наблюдения деревенской жизни и согрета большой человечностью. Мягкая живопись, теплое золотистое освещение, скромный колорит осеннего дня и с нежностью намеченные фигуры ребятишек бедняка - этими средствами художник раскрывает свое глубокое сочувствие к обездоленным.
В этой картине он не только не отступил от заветов передвижничества, наоборот - изучение воздушной среды, освещения, меняющихся состояний природы позволило ему глубже и пристальнее заглянуть в лицо правде жизни. Мягкий лирический тон картины не примиряет с жестокой действительностью. Художник заостряет внимание на фигурах главных действующих лиц социального конфликта, на фигурах бедняка и сельского богатея, покупающего корову. Нерешительный жест, встрепанная голова, убогая одежда продающего корову крестьянина и суровое, неподвижное лицо покупателя, подлинного кулака, жестокого, молчаливого, властного, и сапоги его и картуз, так же как лапти и онучи хозяина коровы, - все это видимые знаки коренных социальных противоречий; и всем этим деталям отвечает графическая характеристика обеих фигур: сухие, прямые линии в резко очерченной фигуре богача, мягкие, нерешительные контуры силуэта бедняка. И те же горькие противоречия в детском мире: рядом с покупателем стоит гладкий, сытый паренек, сын его или внук, в сапогах, в ладной суконной поддевочке и с веселым любопытством посматривает на происходящее. Тут же крутятся дети бедняка: маленький мальчишка в какой-то кацавейке, еле сходящейся на вздутом животишке, и девочка постарше - на ее лицо набежала неясная тень, в испуганных глазах еще неосознанное предчувствие беды. В телеге сидит ссутулившаяся, сжавшаяся жена бедняка-существо озабоченное, запуганное трудностями жизни.
На этот раз композиция картины завязана крепко и составляет единое целое с ее содержанием. Хорошо поставлены обе главные фигуры - друг против друга, их разделяет корова; ритмично связаны между собой остальные действующие лица: жена бедняка и мальчишка кулака, дети бедняка и две бабы справа на завалинке. Мотив околицы, впервые найденный здесь Степановым, повторится в различных вариантах последующих картин. "Продажа коровы" отражает переходный момент в развитии русского жанра и пейзажа, наметившийся в конце 80 - начале 90-х годов XIX века. Художника еще волнует острая тематика передвижников, но вместе с тем перед ним встают новые задачи. И как Архипов из жалкого полутемного сарая отворяет дверь в большой солнечный мир ("Посещение больной"), как Сергей Иванов, внимательный к цвету, вводит свой особенный линяло-голубоватый тон в колорит трагической картины ("Смерть переселенца"), так Степанов в "Продаже коровы", не отступая от заветов передвижничества, изучает воздушную среду, освещение, меняющееся состояние природы, чтобы достичь более глубокого и многогранного отражения действительности.
К концу 80-х годов относится еще одна картина Степанова с ярко выраженным социальным содержанием: "Приезд учительницы" (Чувашская гос. художественная галерея). Стремление художника передать идею произведения через настроение, средствами пейзажа и колорита в ней еще заметнее, чем в "Продаже коровы".


Далее: Биография, стр.9





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru