Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Алексей Степанов Алексей Степанов

В живописи Степанова - это одна из первых попыток чисто тонального решения. Но в этой, не совсем удачной ранней картине колорит тяжел и беден; красноватый и розовый тон платьев и платков девочек не оживляет мутную гамму коричневых, серых и зеленоватых тонов; черное же платье учительницы вносит унылую ноту в унылый и без того колорит. В какой-то мере он соответствует рассказу о безрадостной доле сельской учительницы так же, как скупо написанный осенний пейзаж, но в целом картина настолько безотрадна, что кажется написанной от разума и по долгу, согласно унаследованным урокам; вряд ли она могла возникнуть из глубины в существе своем оптимистического мировоззрения художника. В открытой форме, в большом, широком пейзаже картины "В ожидании поезда", написанной почти одновременно, есть уже черты, подготовившие решение появившегося через два года, на XIX выставке Товарищества передвижников шедевра Степанова - знаменитых "Журавлей" ("Журавли летят", 1891, ГТГ).
"Картина истинно прелестная", по словам Стасова, она до сих пор остается самой популярной картиной Степанова. Художник создал в ней скромный и чистый образ северной весны. Еще не просохли болотца и лужицы после стаявшего снега, но трава уже зеленеет, зеленым пухом одеваются леса; в бездонной лазури звенит журавлиный клич. На луг высыпала гурьба ребятишек. Все они, за исключением двух самых маленьких, смотрят как зачарованные, стараясь разглядеть в сияющей бездне еле заметную стаю пернатых гостей.
На ребятах лапти и онучи, бедные заплатанные одежонки, но художник отдал им самые чистые и нежные краски. Он вписал их фигурки в большой пейзаж. За ними бескрайний простор русской земли-луга, леса и села... И мнится, в образах крестьянских ребятишек, в журавлином кличе, в весенних просторах глубокий и чистый оптимизм художника сказал свое слово о русской жизни, о действительности, еще убогой и бедной, но таящей в себе большие возможности. И эта двойственность нашла отражение в сокровенной лирике картины: журавлиный клич, всегда призывный и печальный, звучит и в ритмах предельно простой композиции, и в нежных лиловатых и зеленоватых тонах пейзажа, и особенно в бледно-голубом тоне неба, который кажется главным мотивом колорита. Многократно повторенный, он звучит и в более глубоких, густых оттенках в одеждах ребятишек; так же, как теплый тон свежей зелени перекликается с зеленовато-коричневыми тонами их зипунов.

Биография:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

В полете журавлей - лирический ключ картины, основа ее музыкального строя, ее семантики; ее сокровенный смысл в охватившем детей стремлении вдаль от жизни убогой и бедной. Степанову удалось создать большой образ русской природы в гармонии с неясным, еще не осознанным переживанием всегда близких ему деревенских ребят. Название картины, тесно связано с ее лирическим содержанием. Степанов долго работал над этой картиной. Существуют связанные с ней натурные этюды деревенских ребят и эскизные рисунки их фигурок. Именно это вдумчивое изучение натуры лежит в основе мастерства, с которым Степанов решил труднейшую задачу: передать внутренний мир изображенных в картине детей, взяв их только со спины, почти не показывая их лиц.
Так же как "Лоси", картина была единогласно принята на выставку передвижников. Заседание происходило 3 марта 1891 года, а на заседании 6 марта Степанов одновременно с Левитаном и Светославским был принят в члены Товарищества. В ближайшие годы после "Журавлей" Степанов продолжал разрабатывать небольшие сцены из охотничьей жизни ("Сумерки", "Кричане на общественной облаве", 1893) и мирные деревенские сцены, обычно с непритязательным сюжетом ("Рассказ дворового о былом", 1892; "Забавная рота", 1892; "Родные берега", 1894). Во всех этих небольших картинах много умных и тонких наблюдений; они проникнуты спокойным и мирным настроением; сердечно и просто изображает в них художник и человека и животных в окружении незатейливого, чаще осеннего пейзажа. Но все эти картины ограничены малым сюжетом и малой формой - художник не смог подняться в них до обобщающей силы "Журавлей". Возникает впечатление творческой паузы. Именно в эти годы Стасов упрекал Степанова в том, что все у него "немножко тускло", "как всегда" ("Рассказ дворового о былом"), и даже в том, что в художественном отношении его картина "Утренний привет" "не бог весть что", хотя и находил, что в содержании и образах этих картин "все прекрасно, полно жизненной правды и юмора". Отзыв Стасова слишком суров. Светлым чувством единения с природой, простым и милым сюжетом, тихой и ласковой улыбкой, как бы озаряющей картину, "Утренний привет" развивает начала, заложенные в русской живописи картинами Поленова "Московский дворик" и "Бабушкин сад". В "Утреннем привете" Степанов разрабатывает тему гармонического единения человека с природой. Но мотив этот звучит у него гораздо слабее, чем в однотемных картинах Архипова ("Келейник", 1891) и особенно Нестерова ("Пустынник", 1888-1889), верней всего потому, что Степанов построил сюжет, как сценку, изображающую небольшое усадебное хозяйство и его помещика, владельца незначительных угодий. "Утренний привет" соединяет в себе и жанр и портрет: старик, кормящий кур, написан с тестя художника Н. В. Медынцева. Это отчасти лишает центральный образ картины обобщающего значения, но зато придает ему свойственную Степанову мягкость и теплоту.
Но картина и не рассчитана ни на глубину философской концепции "Пустынника", ни даже на полноту слияния с природой, достигнутую в картине Архипова. Хорошо написанная, простая и милая, она угодила и передвижникам и академистам. Выставленный на XXV выставке передвижников и на XXIV выставке Академии художеств, "Утренний привет" был приобретен Академией художеств и в 1900 году послан на Всемирную выставку в Париж, а в 1905 году Степанов за нее получил звание академика.
Черты, отмеченные Стасовым в картинах начала 90-х годов, - тусклый тон, недостаточность в раскрытии темы - объясняются скорее всего тем, что Степанов переживал в это время переходный период своего творчества.


Далее: Биография, стр.10





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru