Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

   
Антон Чехов Антон Чехов

Еще в Училище живописи создался тесный товарищеский кружок молодых художников и писателей, в который вошел и Степанов. Среди них были Нестеров, Левитан, братья Сергей и Константин Коровины, Антон и Николай Чеховы, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Сергей Виноградов и другие. Их объединяли общие задачи в искусстве - увлечение красотой природы, упоение воздухом, светом, живой натурой, поиски новых изобразительных средств в живописи и литературе. В малых происшествиях повседневной жизни художники пера и кисти искали глубокий смысл, незаметный поверхностному взгляду, стараясь, по завету Саврасова, найти в простом и близком незамеченную до сих пор красоту. Художественные намерения молодого поколения были поддержаны еще в стенах Училища, когда туда в 1882 году пришел В.Д.Поленов, тогда уже автор "Московского дворика" (1878) и "Бабушкиного сада" (1879), своеобразно утверждавший в своих солнечных пейзажах то же саврасовское начало. Это было время, когда начинал и молодой Вагентин Серов. Рядом был Чехов. Художники познакомились с ним через его брата Николая. Степанов, как и Левитан, вошел в дружеский круг чеховской семьи. Чехов в ту пору создавал новый жанр мелких рассказов, отвечавший целям и настроениям художников. В живописи, так же как и в литературе, приобретал значение эпизод, краткий отрезок действия, за которым открывается целая жизнь с ее радостями и печалями.

Общение Степанова с Чеховым скоро превратилось в творческое содружество. К 1888 году относятся иллюстрации или, по крайней мере, рисунок обложки Степанова к "Каштанке", о существовании которого известно из письма Чехова к издателю А.С.Суворину. Но где находятся в настоящее время эти рисунки или рисунок - неизвестно. В своем письме Чехов пишет: "Посылаю Вам, милый Алексей Сергеевич, "Каштанку", которую потрудитесь спрятать. Это для обложки. Обложка у меня будет белая, и на ней пятном сядет собака. Будет просто, но хорошо. Рисовал художник Степанов, ярый охотник, изучивший собак до тонкостей. Изобразить помесь таксы и дворняжки задача нелегкая, но Степанов, как видите, решил ее блестяще. Поглядите на ноги и на грудь. Придать лисьей морде добродушно-собачье выражение тоже нелегко, но и это сделано. Вы покажите рисунок Насте и Боре. Если им понравится, значит хорошо. Остальные рисунки еще не готовы... Совестно подгонять приятеля."

Издал ли Суворин "Каштанку" с рисунками Степанова? Существует книжка небольшого формата с рисунками, подписанными инициалами "А.С.". До настоящего времени эти иллюстрации считались степановскими. Но крупный книговед, ныне покойный Д.В.Чаушанский категорически это отрицал. Подпись "АС." дана монограммой, где С висит на правом кончике буквы. А.Степанов так никогда не подписывался. Но именно так подписывался художник Соломко. Ему-то и приписывает Чаушанский иллюстрацию книжки. Очень посредственные, они не отвечают характеристике, данной Чеховым рисунку на обложке. Вопрос о том, что случилось с рисунками Степанова, да и существовали ли они в действительности, до настоящего времени остается открытым. Дружба с Чеховым продолжалась до 1892 года, когда несчастная история с чеховским рассказом "Попрыгунья" положила ей конец. Степанов навсегда разошелся с Чеховым: чуждый сплетням и пересудам, он сохранил в тайне причины их расхождения; С.П.Кувшинникова до конца своих дней оставалась другом его семьи.
Но следы поэтики Чехова еще долго сохраняются в творчестве Степанова. В таких картинах, как "Обратный" (1899, частное собрание), композиция, скромный колорит, сама манера письма и рисунка напоминают присущий Чехову поэтический лаконизм, умение выбрать деталь и на ней одной построить художественную концепцию. Тонкое ощущение внутреннего сродства с образами "Дамы с собачкой" можно отметить в зарисовках Степанова на пляже в Виши. Ближе всех к Степанову в его молодые годы был Левитан. Возможно, безрадостное начало жизни обоих дало толчок к первому сближению. А дальше их душевную близость укрепили общие интересы, общие взгляды на искусство, страстная любовь к природе, тонкое ее понимание. После окончания Училища оба они поселились в дешевых номерах на Тверской, носивших громкое название "Англия". Жили крайне скромно, нуждались материально, но пребывали всегда в творческом кипении. Вместе ездили они на этюды, работали над общей натурой, по праздникам ходили в музеи, "натощак начинали день, мечтали о нежно любимой природе". Оба были охотниками и страстными Путешественниками. Нестеров рассказывает, как Степанов, Хруслов и некоторые другие художники задумали проехать на косной по Волге; он повстречал их по пути в Казань. На высокой горе большого волжского села Услон они провели чудесные часы, говоря об искусстве, мечтая о счастье в жизни...




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru