Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Лошадь. 1884 Лошадь. 1884

   
Его существенными элементами являются предельно лаконичная форма и гибкий, разнообразный штрих. Художник бесконечно его нюансирует, работая то острым, то затупленным карандашом, постоянно меняя нажим, и таким образом дает целую шкалу штрихов - от самого легкого, прозрачного, иногда расплывчатого серого до острых, резких и черных. Однако стремление к завершенности и полноте решения, свойственное скорее картине, нежели рисунку, сохраняется в графических произведениях Степанова почти до конца 90-х годов. Его можно заметить даже в таких свободных набросках с натуры, как "Пристань на Волге" и два близких по содержанию рисунка, возможно фиксирующих первую мысль картины "Пристань" (1895). По манере, штриху, по соотношению черного и серого, незначительной роли белого, а главное, по стремлению дать законченный образ они напоминают отмеченные выше станковые рисунки, хотя и выполнены свободней, шире, "набросочней" (особенно второй, в котором пристань взята с более близкой точки зрения), оба без мелкой разделки и второстепенных деталей. Надпись на втором рисунке "серо-зеленый" как будто подтверждает их связь с картиной.

Постепенно пейзажные рисунки Степанова становятся все легче и прозрачней и вместе с тем все характерней, все ближе к действительности. Примером может служить "Тетеревиный ток", интересный своей открытой формой (ГМИИ): рисунок не имеет опорных боковых кулис; несколько ободранных, почти голых сосен поставлено в его центре; примитивно и вместе с тем очень изобразительно, штриховкой "в гармошку" сделана стена нетронутого леса за вырубкой. Эта штриховка так же динамична, как тянущиеся вверх кривые стволы корявых сосен и мелкие, беспорядочные штрихи сучков, валяющихся на переднем плане. Совсем иначе исполнен рисунок "Лесная речка", в котором лаконичная трактовка соединяется с полной завершенностью, свойственной картине; превосходно увиденный пейзаж выполнен исключительно рисовальными средствами и с полным пониманием специфики рисунка. Насколько верен этот рисунок самым тонким оттенкам освещения, законам отражения и перспективного сокращения, можно судить не только по свежести всего рисунка в целом, но и по убедительности таких суммарно взятых деталей, как низкий черный, вероятно, торфяной, берег, как отражение в воде деревьев, более темное и смутное, чем рисунок тех же деревьев на берегу. В более поздних пейзажных рисунках, таких как "Пейзаж с лодочкой" (ГМИИ), Степанову удалось пространственное решение природы. В "Пейзаже с лодочкой" Степанов чертит немногими свободными штрихами пейзаж с орлиного горизонта: зеркальную гладь реки в плоских берегах, бескрайнюю даль заливных лугов, далекие леса, какие-то строения в заречье и на первом плане рыбацкую лодку, отразившуюся в воде. Широким штрихом затупленного карандаша проводит он береговую линию, и зритель, невольно подчиняясь внушению художника, домысливает несуществующие детали - всю характерность низкого, обрывистого глинистого берега; двумя-тремя короткими штрихами, с сильным нажимом художник рисует лодочку и в ней миниатюрную фигурку, согнувшуюся над веслами. Узкое черное пятно лодки укрепляет композицию рисунка и придает активность незаштрихованным белым местам листа, претворяя их в спокойную гладь реки с зеркальным отражением.

В 1900-1910-х годах Степанов в рисунке, особенно в анималистических набросках, достигает наивысшего мастерства. В эти годы слагаются основные черты его рисовального стиля. Возможно, отчасти под влиянием Серова он освобождает рисунок от излишних деталей. В свободных набросках этого периода Степанов стремится достичь жизни, движения, натурного сходства самыми лаконичными средствами. Подобно Серову, он начинает работать на контур. Насколько сильно было это воздействие Серова, можно судить по степановской иллюстрации "Волки" для четвертого тома "Царской охоты" (1911) и по его картине маслом "С добычей", появившейся в 1907 году на XXXV выставке передвижников, с их сильно взятым контуром в фигурках волков и в розвальнях первого плана в картине. Но от этой унаследованной от Серова, несколько подчеркнутой и стилизованной контурности Степанов скоро отходит. Как справедливо говорит А.П.Панфилов, Степанов умел мягко переходить на объем. В его рисунках все чаще и чаще встречается открытый, прерывистый контур, то легкий, воздушный, почти невидимый, то крепкий, черный, решительным штрихом отмечающий самые важные части изображения. Также и тени, всегда данные чистой штриховкой, без растушки: они или чуть отмечают форму, или сгущаются в черные пятна. Если силуэт "Сидящей лисы" поразил художника своим ярко выраженным горбатым контуром, то в рисунке "Лежащая лиса" контур почти не чувствуется; зато ясно ощущается мягкое тело лисички, задремавшей, свернувшись в клубок. И так же мягко, с легкой светотенью, переходя от плана к плану, выполнен милый в своей щенячьей неуклюжести лежащий "Сенбернар".

Градациями черного, серого и белого Степанов передает не только светотень, но и цвет; именно в цвете воспринимаются пестренькие птички с черными хвостиками и головками ("Птицы", ГМИИ.) В таких рисунках, как два наброска головы козла, контурность почти исчезает, зато ощутимей становится значение пятна (глаза, ноздри, рога). Еще яснее роль пятна выступает в натурных набросках "Вороны", "Птицы" и в двух натурных зарисовках "В Виши на пляже" (1907, все ГМИИ). Наряду с рваным, открытым контуром Степанов безупречно владел и длинной контурной линией, разом охватывающей несколько изгибов мягких, перетекающих форм. Она встречается в более поздних его рисунках, таких как "Волки" (1916, ГМИИ). В границах этих немногих приемов Степанов умел быть разнообразным. Его штрих всегда отвечает характеру его художественных намерений. Отсюда цельность и выразительность степановских набросков. Крупными гранями наносит его карандаш фигуры лежащего теленка, превосходно сочетает их с округлыми формами крутого лба и длинных мягких ушей животного. Поджав под себя передние ноги, уткнув в них голову, теленок застыл неподвижно, как бы погруженный в свою думу. Маленьких птичек Степанов рисует мелкими, дрожащими штрихами, и трепет штриховки чудесно передает их легкую подвижность и пушистый покров. Важных ворон, ковыляющих на ногах-растопырках, Степанов рисует грубоватым штрихом с сильным нажимом, обводя контуром длинные клювы носатых птиц. Степанов подчеркивает остроту и причудливость, почти гротескность их силуэтов, возможно идущую от Серова. Совершенно иначе, мягко и бережно, выполнен натурный рисунок "Овца". Тонкий, подвижный контур очерчивает ее фигуру; очень легкой штриховкой Степанов передает ощущение серебристого тонкого руна; осторожными, нежными тенями вылеплена голова; почти светится блестящий живой глаз животного; вторая овца, лежащая рядом, при всей суммарности наброска поражает необыкновенной живостью. Рисунки Степанова разнообразны. Иногда это небольшие карандашные наброски, мгновенная фиксация быстро мелькающих впечатлений, иногда близкая к ним стенограмма вспыхивающих образов, возникающих в воображении художника - первых идей будущего произведения. Оба эти ряда часто трудно отличить друг от друга, и в быстром натурном наброске иногда уже скрыто зерно будущего произведения. Необыкновенная зрительная память помогла Степанову довести зоркость натурного наблюдения и свежесть первого взгляда до композиционных рисунков и даже до картины, выполненной в мастерской. Рисунок к басне Крылова "Ворона и лисица" (ГМИИ) нельзя было бы отличить от натурного наброска, если бы не круг сыра в клюве вороны. Особенно интересны рисунки, начинающие творческое развитие темы, фиксирующие ее отправной момент. К ним относится маленький набросок "Три волка" (1916, ГМИИ) - первая мысль картины "Волки" (ок. 1910 г., частное собрание). Художник издали, откуда-то сверху, увидел трех волков, пересекающих необозримую снежную равнину. Немногими штрихами, необыкновенно точно схвачено движение проваливающихся в рыхлом снегу животных (такой снег называется по-охотничьи "мертвая пороша").


Далее: продолжение





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru