Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Дети на хворосте. 1899 Дети на хворосте. 1899

   
Об Алексее Степановиче Степанове до сих пор очень немного написано, не собраны воспоминания друзей и многое уже утрачено. До последнего времени существовали лишь беглые упоминания о нем и несколько кратких откликов на выставки его произведений. И даже в воспоминаниях тех, с которыми Степанов был крепко связан работой и дружбой, в воспоминаниях знаменитых его современников он проходит обычно молчаливой тенью, и только мимоходом брошенные замечания свидетельствуют, что здесь же, рядом, жил, мечтал, работал большой художник.
А, между тем, ведь это именно он вместе с Левитаном и Кувшинниковой плыл по Оке и Волге, остановился в Плёсе, где пережил чудесные месяцы творческих исканий. Ведь это он друг Антона и Николая Чеховых, первый иллюстратор "Каштанки", частый посетитель Бабкина и квартиры на Кудринской. Друг Нестерова, Архипова, Серова, друг прогрессивных кругов Малого театра, близкий друг изящного, умного, глубоко образованного А.П.Ленского.
В большом мемориальном материале, связанном с Нестеровым, Серовым, Левитаном, Чеховым и многими другими современниками Степанова, об этом тонком, обаятельном художнике встречаются лишь случайные упоминания. И в то же время слава художника, идущая сама по себе, вне литературных признаний, глубоко им заслужена. В последние годы в изучении наследия Степанова наступил перелом. Друзья художника - М.В.Нестеров, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий - Бируля и особенно его ученики - П.Д.Корин, С.В.Герасимов, Б.Н.Яковов, А.П.Панфилов, В.А.Филиппов, М.А.Добров и другие - в устных и письменных рассказах с любовью вспоминают о нем и с необычайной теплотой воссоздают образ этого замечательного художника и человека. Все возрастающее внимание к А.С.Степанову следует, как нам кажется, объяснить непрестанно растущим в художественной практике наших дней стремлением возродить изначальную свежесть, искренность, правду искусства при полном осознании невозможности для нового времени старых дорог.
Осваивая творческое наследие в поисках новых путей, нельзя пройти мимо Степанова. Художник в высшей степени русский, обладавший тончайшим знанием русской природы и жизни, он прислушивался внимательно ко всему, что творилось в его эпоху у нас и на Западе. И тем не менее он всегда неизменно шел своим путем. Овладев живописными методами и приемами французского импрессионизма, он сумел повернуть их к своим собственным, единственно для него важным целям, утвердил их как одно из средств реалистического изображения русской природы, которую знал и любил, как никто другой. У Степанова есть свое, уникальное, неповторимое место в истории русской живописи.

Художник, произведения которого создавались на глубоко народной, национальной основе, тончайший знаток русской природы, поэт русской деревни, один из создателей русского реалистического пленэра, несравненный анималист (первенство в этой области признавал за ним сам Серов), Степанов занимает в русской реалистической школе конца XIX - начала XX века почетное место. Одна из характерных черт его творчества - глубокий и стойкий оптимизм. Заложенный в самых сокровенных основах его натуры, всегда эмоционально окрашенный, он отличается особой непосредственностью, особой задушевной искренностью в утверждении красоты, поэзии, силы в изображении русской природы, русской деревни, русского человека. И хотя художник знал темные, горькие, трудные стороны деревенской жизни и неоднократно их изображал, его влекло непреодолимо к утверждению тех сторон русской действительности, которые обещали прекрасный и светлый день.
Непрестанно совершенствуя свою палитру, предельно уточняя рисунок, Степанов отдавал лучшие достижения своего мастерства изображению простых и скромных образов действительности.
Всю жизнь Степанов был верен лозунгу Саврасова - прекрасное "в самом простом и обыкновенном". Всю жизнь он искал прекрасное - в славной морозной русской "Зимке", в снеговых просторах с чернеющим на горизонте лесом, в осеннем золоте мелколесья, в сарайчиках, плетнях, задворках русской деревни, в крестьянской лошадке - друге и кормилице крестьянской семьи, в мире детей и в мире животных, воспринимавшихся им с неизменной проникновенной нежностью. Он искал его и находил в образах сильного, мужественного, трудолюбивого русского народа, в его жизнерадостности и дерзновенной отваге.

Необычайна глубокая поэтическая простота произведений Степанова, которая роднит его творчество с поэзией и правдой русских сказок, с великой простотой поэзии Пушкина. И, конечно, пушкинский образный строй вспоминается при виде степановских розвальней, степановских мальчишек, степановских собак... Чуть брезжит утро. У подъезда дровни с понурой лошадкой; снег, нависший на крыше, торчащие сквозь снег голые прутья кустарника, и свет только в том окне, которое ближе к подъезду; в остальных комнатах спят. Какое чудесное умение выбирать детали. И с какой непосредственной свежестью передается Степановым ощущение нетронутой белизны снега в картине "Лошадки у крыльца" (частное собрание).
Степанов наблюдал сокровенные тайны природы с тем жизненным интересом, с каким наблюдают ее земледелец, пастух и рыбак. Отсюда тонкость и точность его наблюдений, недоступные горожанину, хотя бы и поэту и художнику, отсюда и его умение поднять и обобщить образы природы.
"Славная погода завтра будет", - заметил я, глядя на светлое небо. "Нет, дождь пойдет, - возразил мне Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет" (Тургенев, "Записки охотника"). Эти слова могли бы стать эпиграфом к книге о художнике.

Степанов в лучших своих картинах умеет передать то, что познается не только зрением, но всеми пятью чувствами. В его картинах ясно ощущаешь снег - пушистый или хрупкий, рассыпчатый или звонкий, подтаявший и замерзший; и так же, как бы на ощупь, чувствуешь шкурку зверя и, кажется, слышишь и как трава растет и как она пахнет.
Как он мог донести до картины эту необычайную тонкость и точность чувства природы? Вскрыть тайну его мастерства - в этом одна из основных задач, стоящих перед будущими исследователями творчества Степанова. "Скромен был он очень, - заметил В.Н.Бакшеев на вопрос, почему до сих пор о Степанове не написана книга. - Или время его не пришло", - добавил он подумав. Что скромен был Степанов беспредельно и чужд самомнения, об этом нам до сих пор приходится сожалеть. Ибо он сам наложил запрет на свою монографию, которую собирался писать для издательства Кнебеля Сергей Голоушев (Сергей Глаголь). Мы лишены возможности проверки жизни и творчества художника, поскольку нет авторизованных материалов. Необычайно скудна переписка, да и в немногих дошедших до нас письмах Степанова нет дат, так же как нет их и на его картинах, и в этом одна из значительных трудностей, предстоящих каждому исследователю творчества художника. Каталоги выставок, рассказы дочери художника, Е.А.Нечаевой-Степановой, немногие воспоминания товарищей и учеников, а главное, анализ художественных особенностей живописи Степанова в последовательные этапы его жизни и творчества - почти единственные основания хронологии его искусства и единственный источник биографии.




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru