Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Оттепель. 1904 Оттепель. 1904

   
Степанов учил видеть и наблюдать явления природы, глубоко их переживая, принимая их как драгоценные "дары жизни". Это особое задушевное отношение к натуре, стремление проникнуть в самое ее существо, увидеть и оценить самое главное обусловливало методы работы Степанова. Бережное, настороженное внимание к тончайшим изменениям природы лежит в основе лирического пейзажа Степанова. Степанов любил переходное время дня - сумерки вечерние и сумерки рассвета, пасмурный или облачный день - больше ясного; осень и зиму предпочитал другим временам года. Поэзия его образов, всегда выразительных, скромных и живых, возникает из тонкой передачи соотношения тонов в колорите и столько же из умения улавливать тончайшие ритмы в соотношении больших и малых явлений природы.
"Брал он, - рассказывает А.П.Панфилов, - самые тонкие отношения. Но это не импрессионизм и не небрежность, - брал нежно, но в упор, и это самое трудное".
Цвет, тон, выбор всех живописных средств Степанов учил обусловливать правдой и красотой поэтически пережитого.
В тонкую гамму сероватых, коричневатых, оливковых, зеленоватых тонов, в тончайшие изменения белого он любил вносить яркий цвет, взятый в самом малом количестве. Но и этот прием всегда отвечал какому-нибудь оттенку его замысла. "Однажды в Училище, в перерыве между работой, - вспоминает В.А.Филиппов, - разговорились о зиме, о ее красоте. Я вспомнил его исключительную картину, бывшую на Союзе, где была изображена часть террасы, а по бокам кусты сирени и уходящие вдаль снега... День пасмурный, а на кустах сирени сидят снегири, такие прекрасные, очаровательные. Я и сейчас вижу во всей прелести эту картину, которая так глубоко меня поразила из всей выставки на Союзе. Я сказал об этом. Алексей Степанович задумался и проговорил: "Снегирь - ведь это краса зимы, самая настоящая сказка". Я не берусь говорить, какое впечатление произвело на нас все это". "В классе он иногда нам рисовал сам, - вспоминает А.П.Панфилов. - Ученице Котовой на краю этюда написал лисичку с натуры, она тут же у нас сидела на окне; мне написал однажды гуся, я этого гуся храню и любуюсь, особенно тем, как тонко брал он тон. У гуся шейка взята совсем почти одним цветом с фоном, все тем же белым, а какая разница. "Цветом писать легко, - говорил Степанов, - а вот ты попробуй белым по белому написать - вот это мастерство!

Педагог:
1 2 3

"Краски поменьше, - говорил он своим ученикам, и сам писал жидким, прозрачным мазком", - рассказывает А.П.Панфилов.
Художники, работавшие в мастерской у Степанова, составляли тесный дружеский кружок, и первым, старшим другом и товарищем был среди них сам Алексей Степанович. Он всегда умел помочь и делом и советом. "Увидел, что я пал духом, не надеюсь на свои силы, - пишет А.П.Панфилов, - подошел: "Вы что? Вы знаете, сразу всего сделать невозможно. Какие были великие мастера, какие художники, Тициан, Веласкес, а, умирая, вы что думаете, они себе говорили: Сделал иное, но не все".
"Прошло несколько времени, час, другой - вдруг подходит ко мне, говорит: "Вы-то вот, кажется, сделаете". Это мне-то, мальчишке? Понимаете вы всю его доброту?.." В занятиях в Училище Степанов при живом интересе к животным нашел новую возможность совершенствования в тонкой и многогранной разработке любимой темы. Степанов любил животных. Ученики вспоминают его, окруженного своими любимцами - петухами, зайцами, кроликами, собаками; жил в его мастерской и павлин, были и маленькие птички. Он знал животных, и они его признавали. "Бывало, - вспоминает Б. Н. Яковлев, - приведет с улицы чужую собаку и начинает с ней говорить на каком-то своем языке, а она его слушает". "Милое свое, необыкновенное свое слово о любви к животным сказал в русской живописи Степанов", - добавляет он. Волки, медведи, лисы живут в картинах Степанова внутренней потаенной жизнью. Прекрасные в своих звериных переживаниях, они изображены художником во время охоты, в борьбе за жизнь, в трагической гибели, затравленные собаками. Степанов изображает, как из лесу выходит лиса, крадучись пробирается она по цельному, нетронутому снегу, остренькая мордочка вытянута, ушки насторожены, она принюхивается к какому-то следу или к запахам, доносящимся с проезжей дороги; пробираясь по сугробам мелкой, осторожной походкой, грациозно несет она свой длинный, пышный хвост. "На промысел" назвал свою картину Степанов. И точно, лисичка дана именно в поиске, она идет за добычей - отсюда ее настороженность совершенно особого свойства.
В этой на первый взгляд простой картине, в которой, кажется, и композиции-то никакой нет, так все незатейливо, на самом деле Степанов показывает себя умным и крепким композитором. Несколькими приемами он выделяет героя картины: лисичка идет прямо на зрителя; при этом она повернута немного боком, чтобы увеличить ее силуэт на снегу; сзади стена тонкоствольного леса препятствует взору проникать дальше и возвращает его снова к лисе; кус г слева уравновешивает ее темный силуэт и не позволяет взгляду уходить влево, возвращая его к крадущейся лисичке.


Далее: в начало





Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru