Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Портрет С.П.Кувшинниковой. 1888-1889 Портрет С.П.Кувшинниковой. 1888-1889

   
Степанов нечасто обращался к жанру портрета, но если делал это, то мало в чем уступал лучшим мастерам этого жанра в России. Рассмотрим некоторые образцы портретного искусства Алексея Степановича.

В Государственном литературном музее хранится небольшой портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, подруги и музы Левитана, сопровождавшей его в многочисленных поездках по Волге. Фантастическая мечтательница написана Степановым в обычном для нее причудливом костюме, с распущенными волосами. Широкая, лохматая живопись портрета кажется утверждает более позднюю датировку. Степанов был в Плёсе еще три раза, но уже без Левитана - в 1895, в 1897 годах и в последний раз в 1900 году. Кувшинникова же, как уже сказано, осталась навсегда другом семьи Степанова. Портрет мог быть написан значительно позже 1888 года и не в в Плёсе.

Из портретов 1890-х годов наиболее интересен портрет артистки Щепкиной (ГТГ). Хрупкая фигурка молодой женщины почти утонула в кресле-качалке. Она одета во все черное, но в воздушной полупрозрачной блузке и в более плотной ткани юбки черный тон мягко нюансирует и принимает различные оттенки. Интерьер - ковер, кресло, рабочий столик артистки - написан мягко, живописно, в скромных коричневых тонах. Единственное пятно, положенное цветом, - неуловимого оттенка мерцающий темно-голубой тон шелковой стеганой подушки на спинке кресла. Это цветовое пятно направляет внимание зрителя к бледному, нежному лицу модели, естественному центру портрета. Прекрасные, по локоть обнаженные руки устало опущены на колени. Художник передает присущие модели черты нежного, мечтательного изящества. Только диагональное построение композиции портрета вскрывает нервное напряжение внешне спокойного образа отдыхающей женщины.

Алексей Степанов - Портрет И.И.Левитана. 1888 Портрет И.И.Левитана. 1888

   
Изо всех относящихся к этому периоду портретных набросков Степанова наиболее замечателен небольшой карандашный портрет Левитана, принадлежащий Государственной картинной галерее Белорусии. В правом верхнем углу портрета дата: "24 янв. 88 г." Под портретом подпись: "Левитан" (возможно, надпись), выше справа подпись Степанова. Этот небольшой, вероятно, очень быстро, на лету сделанный портрет Левитана достоин занять одно из значительных мест в иконографии художника. Даже в великолепных портретах Серова не сказано о Левитане так много и так по существу, как в этом маленьком наброске. В серовских портретах внешняя красота Левитана, артистичность его облика смягчают и заслоняют тревожащие черты скрытой болезни, так явно проступающие в портрете работы Степанова. Спутанные волосы, впалые щеки и особенно угловатая линия плеча многое говорят о трудно прожитой молодости, о бедности, о заботах, о тяжелой болезни Левитана, еще не видимой для всех, но уже отмеченной зорким глазом художника. Страдальческая складка меж бровей, как бы обращенный внутрь себя лихорадочный взор бездонных печальных глаз вскрывают высокую одухотворенность образа художника, ничем не приукрашенного, но глубоко человечного.

Алексей Степанов - Портрет Медынцева Портрет Н.В.Медынцева

   
К 1902 году относится небольшой, как и предыдущие, но уже несущий в себе черты зрелого мастерства портрет Н.В.Медынцева. На белом фоне широко написана дородная мужская фигура в распахнутой черной шубе, в красном галстуке и больших серых рукавицах. В ней угадывается человек волевого характера и большой физической силы. Написан портрет без тени слащавости, заметной в образе Медынцева в картине "Утренний привет".

К 1895 году относится портрет невесты художника Л.Н.Медынцевой (собрание семьи художника). Скромная коричневатая гамма как нельзя больше соответствует психологическому образу модели. Простое, спокойное, открытое выражение лица и особенно прямой и ясный взгляд голубых глаз запоминаются надолго. Около этого же времени написан близкий по живописной манере портрет С.Я.Смирнова, мужа ее сестры, Маргариты Николаевны (частное собрание). Степанову удалось передать выражение высокомерного презрения в тонком, красивом лице, в складке, проложенной около губ, и во взоре из-под полуопущенных век.

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Подруги

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Мужик. Около 1890

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Прачки в Виши. 1895

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Бульвар. 1919

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
В лодке. 1900-1910

  Нажмите для просмотра крупного изображения
На террасе. 1900-1910

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Вечерняя заря

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Балет. 1908-1909

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Беседа крестной матери

  Нажмите для просмотра крупного изображения
У ограды

 
 

 
  Нажмите для просмотра крупного изображения
Хоровод

  Нажмите для просмотра крупного изображения
Женщина на диване. 1912

 
 




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru