Алексей Степанов ВВЕДЕНИЕ БИОГРАФИЯ ШЕДЕВРЫ ПЕЙЗАЖИ ЗВЕРИ
ПОРТРЕТЫ ПОЕЗДКИ ПЕДАГОГ ГРАФИК ЦИТАТЫ
Степанов и Нестеров Степанов и Чехов Степанов и Левитан Степанов и Архипов Последние годы

Алексей Степанов - Прачки в Виши. 1895 Прачки в Виши. 1895

   
В 1894 году вместе с семьей Медынцевых Степанов впервые поехал путешествовать за границу. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Северной Италии и некоторое время прожил в Виши.
В 1895 году он женился на дочери Медынцева - Людмиле Николаевне. Путешествие не изменило национальной направленности творчества Степанова. Вернувшись из-за границы, в 1895 и 1896 годах он выставил на XXIII и XXIV выставках передвижников "У кабачка", "Тягу", "Конец охоты", "Дедушкины сказки", "Волки", "Стадо у Волги".
Но встреча с современным искусством Запада, несомненно, имела для Степанова большое значение. В кругу передвижников давно зрел интерес к новым веяниям во французской живописи. Отрицательно относясь к официальному искусству Салона, они должны были обратить внимание на тех, кто вступил с ним в ожесточенную борьбу. Еще в 1876 году Крамской писал П.М.Третьякову: "Относительно всей французской живописи я не могу сказать, чтобы она мне не понравилась, это будет слишком, но только надо условиться в точке зрения. Уровень достоинств очень высок, но только это уровень традиций. Оригинального же, самостоятельного взгляда, так сказать субъективного, что всего дороже в художнике, который бы не стал старым блюдом, только разогретым, почти нет, исключая маленькой кучки людей (около 15 человек), так называемых импрессионистов, но все их вещи не выходят пока из области попыток. Несомненно, что будущее за ними, только... когда оно наступит, я не знаю...". В семье художника сохраняется несколько этюдов из заграничного путешествия: "Виши", "Дворик в Виши", "На юге Франции" и небольшой этюд "За работой", в котором с необычайной убедительностью изображена взятая со спины фигура старика, сидящего за работой. И сам старик, и угол комнаты, в котором стоит его рабочий столик, и высокие окна с жалюзи - все предельно характерно и настолько проникнуто воздействием французской действительности, что этюд мог бы служить иллюстрацией к одному из бытовых французских романов конца XIX века. Кроме этих небольших свежих этюдов в результате путешествия появилась картина "Прачки в Виши", этапная в творчестве художника. Если в скромном этюде "За работой" красивое сочетание золотистых тонов занавесок на окнах с глубокими коричневыми и красновато-коричневыми тонами кресла, стен, жалюзи напоминает колорит художников Барбизона и, может быть, больше всего Т.Руссо ("Рынок в Нормандии"), то картина "Прачки в Виши" (ГТГ) говорит о встрече художника с живописью импрессионистов.

Алексей Степанов - Море. 1923 Море. 1923

   
Для творческой личности Степанова характерно, что в Виши, одном из самых дорогих и модных курортов Франции, куда стекались отовсюду миллионеры всех рангов и "цвет" бюрократии, он продолжал упорно, но, как всегда, без нажима вести тему труда, один из лейтмотивов его творчества.
Ведет он ее легко и красиво. Фигуры прачек вписаны в большой пейзаж берега реки на окраине города; диагональная композиция картины развернута естественно и просто. Степанов в ней преодолел ту ощутимую построенность групп, которая заметна в его первых картинах в "Лосях", в "Ожидании поезда" и дает себя чувствовать даже в "Журавлях". Фигуры прачек мягко связаны между собой; сидящие, стоящие, склоненные, они чередуются в тонких ритмах. Прачки вышли на песчаный берег к самой воде; одни полощут белье, другие увязывают его и увозят на тачках, а одна, присев на складном стульчике, тут же занимается его починкой. В их платьях воздушные и нежные оттенки легких серебристых тонов (розового, серого, синего, желтого) гармонично связываются в белом свете раннего утра с серовато-голубоватым общим тоном пейзажа (голубое небо, голубая река, серовато-голубоватая дымка, окутывающая далекие горы). Светлая палитра и последовательное проведение тональных повторов одного цвета, главным образом того же синевато-голубого, повторяющегося и в платьях прачек, и в зонтике одной из них, и в тряпке, лежащей на берегу, - то новое, что включено Степановым в колорит картины. И тем не менее в ней еще не достигнута общая гармония его колористического строя в целом, хотя цвет в отдельных женских фигурках и найден и звучит красиво. Свою подлинную художественную личность Степанов найдет и утвердит позже, обратясь к лаконичным средствам тональной живописи.
Вникая в самые тонкие живописные отношения, Степанов достигает проникновенной и нежной осязательности в изображении отобранных деталей; в основе творчества Степанова лежала изобразительность в глубоком смысле слова как подчинение всего богатства живописных средств изображению главного, важного и нужного. Местонахождение двух картин Степанова - "Концерт в парке Виши" и "Озеро в Швейцарии" - до сих пор не выяснено.




Алексей Степанов, 2007-2015. Контакты - alex (а) alexey-stepanov.ru